XLVIII Международная филологическая научная конференция

Концепция автора в режиссерской партитуре

Дарья Дмитриевна Савинова
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

129
2019-03-27
15:20 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

Режиссерская партитура, автор, текст, режиссер, паратекстовые элементы.

Тезисы

Доклад посвящен проблеме функционирования автора и определению его статуса применительно к такой малоизученной разновидности текста, как режиссерская партитура. Несмотря на сложившуюся в филологии традицию изучения вопросов, связанных с взаимоотношением автора и текста, до сих пор не получили теоретико-методологического осмысления пути трансформации художественного текста в сценический «продукт» с точки зрения категории автора и возможных форм его присутствия на уровне режиссерской партитуры. Принимая во внимание междисциплинарный характер проводимого исследования, в методологическом отношении нами были учтены труды предшественников не только в области литературоведения (М. М. Бахтин, С. Н. Зенкин, Б. О. Корман), но также лингвистики (В.В. Виноградов), философии (Р. Барт, М. Фуко,), семиотики (Ю.М. Лотман) и театроведения (Х.-Т. Леман, П. Павис, Э. Фишер-Лихте). Основным материалом для анализа послужили неопубликованные, предоставленные из личного архива С. В. Женовача, режиссерские планы его спектаклей «Три года» и «Записные книжки» (к исследованию также привлекаются режиссерские планы К. С. Станиславского, записи репетиций А. В. Эфроса и Б. Ю. Юхананова). В докладе на конкретных примерах будет продемонстрировано, что в процессе трансформации литературного произведения в сценическое особую роль приобретает режиссерская партитура как новый вид текста, обладающий не только служебной (для постановки спектакля), но и самостоятельной ценностью в перспективе изучения характера изменений авторского замысла на пути к театральному воплощению. В этой связи обращение к традиционным рамочным компонентам литературного произведения, с одной стороны, и привлечение к сопоставительному анализу паратекстовых элементов (по Ж. Женетту) режиссерской партитуры, с другой, позволяет по-новому ответить на вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии в ней автора-писателя и автора-режиссера.