Концепция автора в режиссерской партитуре
Дарья Дмитриевна Савинова
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
129
2019-03-27
15:20 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
Режиссерская партитура, автор, текст, режиссер, паратекстовые элементы.
Тезисы
Доклад посвящен проблеме
функционирования автора и определению
его статуса применительно к такой малоизученной разновидности текста, как режиссерская
партитура. Несмотря на сложившуюся в филологии традицию изучения вопросов,
связанных с взаимоотношением автора и текста, до сих пор не получили
теоретико-методологического осмысления пути трансформации художественного
текста в сценический «продукт» с точки зрения категории автора и возможных форм
его присутствия на уровне режиссерской партитуры.
Принимая во внимание
междисциплинарный характер проводимого исследования, в методологическом
отношении нами были учтены труды предшественников не только в области
литературоведения (М. М. Бахтин, С. Н. Зенкин, Б. О. Корман), но
также лингвистики (В.В. Виноградов), философии (Р. Барт,
М. Фуко,), семиотики (Ю.М. Лотман) и театроведения (Х.-Т. Леман,
П. Павис, Э. Фишер-Лихте).
Основным материалом для анализа
послужили неопубликованные, предоставленные из личного архива
С. В. Женовача, режиссерские планы его спектаклей «Три года» и «Записные
книжки» (к исследованию также привлекаются режиссерские планы К. С. Станиславского,
записи репетиций А. В. Эфроса и Б. Ю. Юхананова).
В докладе на конкретных примерах
будет продемонстрировано, что в процессе трансформации литературного
произведения в сценическое особую роль приобретает режиссерская партитура как
новый вид текста, обладающий не только служебной (для постановки спектакля), но
и самостоятельной ценностью в перспективе изучения характера изменений авторского замысла на пути к театральному воплощению. В
этой связи обращение к традиционным рамочным компонентам литературного
произведения, с одной стороны, и привлечение к сопоставительному анализу
паратекстовых элементов (по Ж. Женетту) режиссерской партитуры, с другой,
позволяет по-новому ответить на вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии в ней
автора-писателя и автора-режиссера.