Невербальная семиотика сценического искусства
Ирина Леонидовна Анастасьева
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
129
2019-03-27
14:20 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
Невербальная семиотика театра, актер, зритель.
Тезисы
В любой коммуникативной ситуации существует как
вербальный, так и невербальный компонент, способствующий общению людей, достижению
когнитивных целей и т. д. В разных культурах степень проявления этого компонента
(жестикуляция, зрительный контакт) варьируется в зависимости от темперамента, эмоциональности,
экспрессивности членов сообщества. В театральном пространстве возможности невербального
общения увеличиваются за счет использования, во-первых, сценических средств
выражения и воплощения авторской идеи (декорации, световое решение, шумовое и
музыкальное исполнение, в конце концов, — варианты «немой сцены»). Во-вторых — за счет достижения невербального контакта со
зрителем, подключения зрителя к действию, к участию в постановке. Выстраивая
парадигму развития концепции невербальной семиотики в сценическом искусстве, мы
предприняли попытку исследовать характер данной коммуникативной системы в
современном театре. Способы достижения невербального контакта между персонажами,
а также между участниками и зрителями действия возможны как внутри
традиционной, классической постановки, так и в перформативном исполнении, во
время которого исключительное значение приобретают зрительское воображение,
конфликт речевого (смыслового) текста и его жестового сопровождения, воплощения.