XLVIII Международная филологическая научная конференция

Невербальная семиотика сценического искусства

Ирина Леонидовна Анастасьева
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

129
2019-03-27
14:20 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Невербальная семиотика театра, актер, зритель.

Тезисы

В любой коммуникативной ситуации существует как вербальный, так и невербальный компонент, способствующий общению людей, достижению когнитивных целей и т. д. В разных культурах степень проявления этого компонента (жестикуляция, зрительный контакт) варьируется в зависимости от темперамента, эмоциональности, экспрессивности членов сообщества. В театральном пространстве возможности невербального общения увеличиваются за счет использования, во-первых, сценических средств выражения и воплощения авторской идеи (декорации, световое решение, шумовое и музыкальное исполнение, в конце концов, — варианты «немой сцены»). Во-вторых — за счет достижения невербального контакта со зрителем, подключения зрителя к действию, к участию в постановке. Выстраивая парадигму развития концепции невербальной семиотики в сценическом искусстве, мы предприняли попытку исследовать характер данной коммуникативной системы в современном театре. Способы достижения невербального контакта между персонажами, а также между участниками и зрителями действия возможны как внутри традиционной, классической постановки, так и в перформативном исполнении, во время которого исключительное значение приобретают зрительское воображение, конфликт речевого (смыслового) текста и его жестового сопровождения, воплощения.