XLVIII Международная филологическая научная конференция

Случай советского комедиографа: Виктор Гусев и его «Слава»

Наталья Валерьевна Семенова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2019-03-27
11:00 - 11:30

Ключевые слова, аннотация

В. Гусев, «Слава», К. Богомолов, БДТ, М. Рахлин, рецепция, ресайклинг, «советский ла-ла-ленд».

Тезисы

Виктор Гусев (1909–1944) — советский поэт и комедиограф, автор пьес «Слава», «Дружба», «Весна в Москве», «Москвичка» и др., сценариев «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны». В 1936 г. на сцене БДТ в Ленинграде была поставлена его пьеса «Слава» — мелодраматическое представление о советском подвиге и производственном треугольнике. Пьеса включает в себя большинство архетипов 1930-х гг. — герой (истинный — Мотыльков, и ложный — Маяк), мудрый отец (начальник института Очерет) и мать (Марья Петровна Мотылькова, вдова рабочего). Характерно, что архетип врага в «Славе» отсутствует (его заменяют силы стихии). Не случайно, К. Богомолов, пытаясь определить жанр этого текста, в итоге остановился на «пьесе о хороших людях».
В 2018 г. неожиданно возникает интерес к этой пьесе Гусева. В МХТ в мае выходит спектакль М. Рахлина, а в сентябре вновь на сцене БДТ «Славу» ставит К. Богомолов. В докладе мы поднимем вопрос о том, почему была выбрана для постановки именно «Слава», и проанализируем особенности ее рецепции театральными критиками и творческой группой.
Популярность и признание комедий Гусева в советскую эпоху невольно компрометирует их сегодня, поэтому нередко в сопровождающих «Славу» высказываниях участников творческой группы звучат оправдательные нотки и заманчивые обещания-обманки. Так, М. Дмитриевская, завершает свою рецензию следующим образом: «В итоге испытываешь стыд за полученное неподдельное удовольствие, но хочешь посмотреть спектакль еще раз» (http://ptj.spb.ru/blog/boj-idet-neradi-slavy-ili-chudesnyj-splav/). Изменение в восприятии мелодрамы становится очевидным и на уровне режиссерских высказываний. Именно почему К. Богомолов ушел от первоначальной дефиниции «советский „Ла-ла-ленд“» к вневременному определению «пьесы о хороших людях».