Случай советского комедиографа: Виктор Гусев и его «Слава»
Наталья Валерьевна Семенова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2019-03-27
11:00 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
В. Гусев, «Слава», К. Богомолов, БДТ, М. Рахлин, рецепция, ресайклинг, «советский ла-ла-ленд».
Тезисы
Виктор Гусев (1909–1944) — советский поэт и комедиограф,
автор пьес «Слава», «Дружба», «Весна в Москве», «Москвичка» и др., сценариев «Свинарка
и пастух», «В шесть часов вечера после войны». В 1936 г. на сцене БДТ в
Ленинграде была поставлена его пьеса «Слава» — мелодраматическое представление
о советском подвиге и производственном треугольнике. Пьеса включает в себя
большинство архетипов 1930-х гг. — герой (истинный — Мотыльков, и ложный — Маяк), мудрый
отец (начальник института Очерет) и мать (Марья Петровна Мотылькова, вдова
рабочего). Характерно, что архетип врага в «Славе» отсутствует (его заменяют
силы стихии). Не случайно, К. Богомолов, пытаясь определить жанр этого текста,
в итоге остановился на «пьесе о хороших людях».
В 2018 г. неожиданно возникает интерес к этой пьесе
Гусева. В МХТ в мае выходит спектакль М. Рахлина, а в сентябре вновь на сцене
БДТ «Славу» ставит К. Богомолов. В докладе мы поднимем вопрос о том, почему
была выбрана для постановки именно «Слава», и проанализируем особенности ее
рецепции театральными критиками и творческой группой.
Популярность и
признание комедий Гусева в советскую эпоху невольно компрометирует их сегодня,
поэтому нередко в сопровождающих «Славу» высказываниях участников творческой
группы звучат оправдательные нотки и заманчивые обещания-обманки. Так, М. Дмитриевская, завершает
свою рецензию следующим образом: «В итоге испытываешь стыд за полученное неподдельное
удовольствие, но хочешь посмотреть спектакль еще раз» (http://ptj.spb.ru/blog/boj-idet-neradi-slavy-ili-chudesnyj-splav/).
Изменение в восприятии мелодрамы
становится очевидным и на уровне режиссерских высказываний. Именно почему К.
Богомолов ушел от первоначальной дефиниции «советский „Ла-ла-ленд“» к вневременному
определению «пьесы о хороших людях».