Декарт и Шекспир — обнаружение субъекта
Олег Михайлович Ноговицын
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
214
2019-03-20
15:20 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
Гносеология, поэтика, понятие субъекта.
Тезисы
Обнаружением субъекта европейская философия обязана Декарту, а
литература — Шекспиру. При этом и Декарт,
и Шекспир приходят к субъекту очень схожими рассуждениями: через
сомнение и самосознание.
Доказательство Декарта состоит из двух логических ходов. Во-первых,
человек должен сомневаться во всем, что он знает и что
составляет содержание его жизни, в том
числе и в том, что он из себя представляет со стороны психологического и
социального содержания. Сомнению подлежит не сущность, т. е. не само содержание,
а действительность его существования. «Я любим — а действительно ли я любим?».
Во-вторых, поскольку я сомневаюсь во всем, я обнаруживаю, что есть я,
который сомневается. Этот «я» не обладает никакой сущностью, т. е. никаким
содержанием, а только существованием, которое несомненно. О себе я знаю только то, что я есть. Мое существование обнаруживается,
таким образом, вне всяких психологических и социальных определений, вне всякого
«текста».
Похожим образом рассуждают и герои Шекспира. Король, столкнувшись с
изменой, завидует нищему, став нищим в
лишениях завидует королю, став королем, снова понимает превратность судьбы.
«Но, кем бы я ни стал, — и всякий, если только человек он, ничем не будет никогда
доволен, и обретет покой, лишь став ничем» («Ричард II» с. 259. В. Шекспир, «Исторические драмы» Л. 1990). Мы видим те же два логических шага.