Возрождение трагедии из духа мифа: Новый трагический герой в современном голливудском кино
Николай Владимирович Поселягин
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Кинозал
2019-03-21
16:40 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
Трагедия, трагический герой, миф, история, голливудский кинематограф.
Тезисы
В докладе будет
проанализирован тип персонажа голливудского кино 2000–2010-х гг., который
можно условно назвать «новым трагическим героем». Функционально он схож
с героем античных трагедий: подчеркивается его исключительность или
даже избранность, которая в конечном счете заключается в том, что он обязан
пожертвовать собственной жизнью во имя восстановления социальных норм и всеобщей
справедливости; противостояние, в которое он вступает, аналогично столкновению
античного героя с Роком, а сам его образ начинает приобретать внеисторические,
мифологические черты. Однако в отличие от античных персонажей, а также от
антиисторических героев массовой культуры XX
в. (таких, как проанализированный Умберто Эко образ Супермена из DC Comics), этот новый, функционально
мифологический герой оказывается погружен в историю: внеисторичность его облика — которую он, кстати, обретает только после того, как осознает свою миссию, — и
его финальной битвы, где он осознанно приносит себя в жертву (что и маркирует его в итоге как трагического, а не драматического персонажа), тесно
переплетается с детально воссоздаваемым историческим контекстом (как правило, «сегодняшним
днем» или ближайшим будущим). Тем самым миф, репрезентируемый в этом персонаже,
историзируется, а современная история, в свою очередь, приобретает черты мифа. Хрестоматийным
примером «нового трагического героя» подобного рода может служить Нео из трилогии
«Матрица», а наиболее активно этот образ эксплуатируется в супергеройских
фильмах по мотивам комиксов Marvel
и DC.
В докладе также будет поставлен вопрос, для чего в голливудском кинематографе
последних 20 лет все более активно используется персонаж такого рода, и будет
высказана предварительная гипотеза, какие идеологии могут работать с подобной мифологизацией
истории.