XLVIII Международная филологическая научная конференция

Возрождение трагедии из духа мифа: Новый трагический герой в современном голливудском кино

Николай Владимирович Поселягин
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Кинозал
2019-03-21
16:40 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

Трагедия, трагический герой, миф, история, голливудский кинематограф.

Тезисы

В докладе будет проанализирован тип персонажа голливудского кино 2000–2010-х гг., который можно условно назвать «новым трагическим героем». Функционально он схож с героем античных трагедий: подчеркивается его исключительность или даже избранность, которая в конечном счете заключается в том, что он обязан пожертвовать собственной жизнью во имя восстановления социальных норм и всеобщей справедливости; противостояние, в которое он вступает, аналогично столкновению античного героя с Роком, а сам его образ начинает приобретать внеисторические, мифологические черты. Однако в отличие от античных персонажей, а также от антиисторических героев массовой культуры XX в. (таких, как проанализированный Умберто Эко образ Супермена из DC Comics), этот новый, функционально мифологический герой оказывается погружен в историю: внеисторичность его облика — которую он, кстати, обретает только после того, как осознает свою миссию, — и его финальной битвы, где он осознанно приносит себя в жертву (что и маркирует его в итоге как трагического, а не драматического персонажа), тесно переплетается с детально воссоздаваемым историческим контекстом (как правило, «сегодняшним днем» или ближайшим будущим). Тем самым миф, репрезентируемый в этом персонаже, историзируется, а современная история, в свою очередь, приобретает черты мифа. Хрестоматийным примером «нового трагического героя» подобного рода может служить Нео из трилогии «Матрица», а наиболее активно этот образ эксплуатируется в супергеройских фильмах по мотивам комиксов Marvel и DC. В докладе также будет поставлен вопрос, для чего в голливудском кинематографе последних 20 лет все более активно используется персонаж такого рода, и будет высказана предварительная гипотеза, какие идеологии могут работать с подобной мифологизацией истории.