Топика и концептосфера современной рекламы
Людмила Казимовна Салиева
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
195
2019-03-19
15:10 -
15:35
Ключевые слова, аннотация
Топос, концепт, реклама, ценность, манипуляция, слоган.
Тезисы
Развитие социологического
подхода в исследовании потребления привело к пониманию маркетинга как идеологии
общества потребления и рекламы как инструмента и канала коммуникации этой идеологии.
Человек общества потребления живет в особом социокультурном пространстве, создаваемым
рекламой. Основной целью современной рекламы является управление потреблением
через формирование жизненных ценностей и моделей поведения.
Технологии
современного маркетинга и рекламы являются по сути своей когнитивными, направленными
на манипуляцию общественным сознанием.
Рекламный
слоган создается с тем, чтобы пополнить ряд прецедентных феноменов, то есть
чтобы стать общим местом, некой социально-коммуникативной точкой отсчета.
Целью настоящей статьи является
описать один из когнитивных манипулятивных механизмов рекламы, а именно
замещение рекламируемым товаром содержания базовых ценностных концептов культуры.
Материалом исследования
выступают рекламные слоганы. Анализ 100 наиболее известных рекламных слоганов,
отмеченных на различных фестивалях и конкурсах, показал, что рекламный слоган лингвистически
структурирован так, что в нем соотносятся две категории, ценность и товар,
например: «Я тот, кто я есть — REEBOK» (ценность/концепт — «я»), «Жизнь хороша — LG» (ценность/концепт — жизнь), «Она настоящая —
Coca-Cola» (ценность/концепт — подлинность), «Red Bull окрыляяяяеееет — RED
BULL» (ценность/концепт — вдохновение, жизненная сила), «Вольному — Volvo» (ценность/концепт — свобода), «Самое счастливое место на земле — Disneyland» (ценность/концепт — счастье),
«Будущее светло, будущее — это Orange» (ценность/концепт — будущее).
Реклама, будучи прецедентным
текстом, сначала формирует новое общее место, в котором внутренним топосом
выступает преимущественно топос «сущность», а внешним топосом является соотнесение категорий товара и ценности. На следующем этапе категории товара и ценности совмещаются и
товар становится содержанием ценностного концепта. Таким образом в сознании
человека общества потребления содержание концептов национальной культуры
замещается продуктами потребления.