Идеализм и проблемы познания в сказочном творчестве О. Уайльда и А. де Сент-Экзюпери
Елена Владимировна Новосельцева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 190
2018-04-19
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Изображение процесса познания в творчестве О. Уайльда и А. де Сент-Экзюпери имеет схожие черты, поскольку эстетические концепции, на которые опирались авторы, имеют общее основание — философию идеализма. В докладе рассматривается подход авторов к путям познания, а также противопоставление ими познания научного и эстетического.
Тезисы
Изображения процесса
познания истины в сказках О. Уайльда и сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький
принц» во многом схожи. Это объясняется тем, что основанием эстетических концепций,
на которые опирались оба автора, является философия идеализма, главная идея которого
заключается в первичности духовного по отношению к материальному. Мыслители Дж. Рёскин (1819—1900, Ruskin) и У.
Пейтер (1839—1894, Pater), чьи взгляды на искусство сформировали мировоззрение Уайльда,
считали, что прагматизм разрушает единство личности. В своих эссе Уайльд приходит к выводу, что
именно природа подражает искусству, искусство первично и целостно. Отсюда
проистекает противопоставление в его сказках персонажей, в которых воплощены
черты художника, персонажам-обывателям, для которых значимой является только
внешняя сторона вещей. Поступки персонажей-художников зачастую остаются непонятыми и неоценёнными, как, напр., жертва Соловья в сказке «Соловей и
роза» («The Nightingale and the Rose»). Но именно они изображены значимыми и преобразующими мир.
А. Буковская в книге
«Парадокс гуманизма» в качестве характерной черты для творчества Сент-Экзюпери называет «неприятие всего вторичного, того, что не является
непосредственным плодом чувственного восприятия». Маленькому принцу кажется
странным стремление взрослых к предельной рациональности и нежелание понять
суть явлений.
Таким образом, неприязнь
к поверхностному и нецелостному восприятию и вытекающей из него неспособности познать
мир в его внутренней целостности воплощается в произведениях рассматриваемых
авторов и выражается в следующем: персонажи, воспринимающие всё с точки зрения
внешних установленных норм и исходящие из собственной практичности,
изображаются неспособными к целостному чувственному восприятию; настоящее
познание происходит через личный опыт и беседы, наука с её стремлением предельно
рационализировать действительность является препятствием; художники и обыватели
у Уайльда и дети и взрослые у Сент-Экзюпери противопоставлены друг
другу.