XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Идеализм и проблемы познания в сказочном творчестве О. Уайльда и А. де Сент-Экзюпери

Елена Владимировна Новосельцева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 190
2018-04-19
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Изображение процесса познания в творчестве О. Уайльда и А. де Сент-Экзюпери имеет схожие черты, поскольку эстетические концепции, на которые опирались авторы, имеют общее основание — философию идеализма. В докладе рассматривается подход авторов к путям познания, а также противопоставление ими познания научного и эстетического.

Тезисы

Изображения процесса познания истины в сказках О. Уайльда и сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» во многом схожи. Это объясняется тем, что основанием эстетических концепций, на которые опирались оба автора, является философия идеализма, главная идея которого заключается в первичности духовного по отношению к материальному. Мыслители Дж. Рёскин (1819—1900, Ruskin) и У. Пейтер (1839—1894, Pater), чьи взгляды на искусство сформировали мировоззрение Уайльда, считали, что прагматизм разрушает единство личности. В своих эссе Уайльд приходит к выводу, что именно природа подражает искусству, искусство первично и целостно. Отсюда проистекает противопоставление в его сказках персонажей, в которых воплощены черты художника, персонажам-обывателям, для которых значимой является только внешняя сторона вещей. Поступки персонажей-художников зачастую остаются непонятыми и неоценёнными, как, напр., жертва Соловья в сказке «Соловей и роза» («The Nightingale and the Rose»). Но именно они изображены значимыми и преобразующими мир. А. Буковская в книге «Парадокс гуманизма» в качестве характерной черты для творчества Сент-Экзюпери называет «неприятие всего вторичного, того, что не является непосредственным плодом чувственного восприятия». Маленькому принцу кажется странным стремление взрослых к предельной рациональности и нежелание понять суть явлений. Таким образом, неприязнь к поверхностному и нецелостному восприятию и вытекающей из него неспособности познать мир в его внутренней целостности воплощается в произведениях рассматриваемых авторов и выражается в следующем: персонажи, воспринимающие всё с точки зрения внешних установленных норм и исходящие из собственной практичности, изображаются неспособными к целостному чувственному восприятию; настоящее познание происходит через личный опыт и беседы, наука с её стремлением предельно рационализировать действительность является препятствием; художники и обыватели у Уайльда и дети и взрослые у Сент-Экзюпери противопоставлены друг другу.