XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Бытие» и «мысль» как лексико-семантические доминанты идиостиля С. Д. Кржижановского

Мария Станиславовна Сорока
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 171
2018-04-18
18:40 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются лексико-семантические доминанты идиостиля С. Д. Кржижановского, а именно то, каким образом функционируют два ключевых для произведений Кржижановского понятия: «бытие» и «мысль». В рамках исследования представляется важным обращение к исторической эпохе — то, как понимали и интерпретировали «бытие» и «мысль» философы-современники Кржижановского, а также то, как с современной точки зрения определяются исследуемые понятия в философских словарях.

Тезисы

Доклад посвящен анализу лексико-семантических доминант идиостиля С. Д. Кржижановского, а именно понятий «бытие» и «мысль». Кржижановский — писатель, опиравшийся на мощную философскую традицию. Для понимания его творчества необходимо помнить, что до тридцати лет он занимался главным образом философией, отсюда его отношение к прозе, где, с одной стороны, он «взнуздал философией беллетристику, показал, что нет образов, которые не имели бы глубочайшего философского смысла», с другой — выразил философские схемы на языке образов. Материал нашего исследования «Философема о театре» и повесть «Штемпель: Москва (13 писем в провинцию)». Произведения написаны в первой половине 1920-х гг. — в то самое время, когда из России уходили «философские пароходы». Это важно учитывать при анализе философско-понятийной и стилистической системы текстов. Доклад обращает внимание на такие основополагающие философские понятия, как «бытие» и «мысль». Понятие «бытие», помимо своего терминологического значения, принятого в философской науке, — «объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания», в творчестве Кржижановского приобретает дополнительные смысловые оттенки, а в «Философеме о театре» становится и сюжетообразующим элементом, так как композиция произведения построена  на оппозиции «бытие-быт-бы»: «Беру слово "Бытие" и отрываю ему два конечных знака: быт. Оборвав и этому тупое "т", оставляю: бы. Делаю то же со смыслом, что и с буквами: как от слова к слову все меньше звучания и знаков, так и от смысла к смыслу: все меньше сутей, убывает и малеет бытие». Мысль же, живая человеческая мысль, прародительница всей материальной и духовной культуры, у Кржижановского — основной герой произведений. Она приобретает некую материальную оболочку. «Окна домов, мимо которых хожу, смотрят с определенным выражением; утром, чуть раскрыв глаза, вижу красные кирпичи соседнего дома: это уже Москва. А значит — и мысль: Москва».  Работа опирается на философские словари, на работы философов-современников Кржижановского, на работы по языку философских текстов Н. В. Козловской и Н. М. Азаровой. Актуальность заключается в самой теме исследования: творчество Кржижановского недостаточно изучено с точки зрения лингвистики, тем более в аспекте идиостиля, характерной особенностью которого является выражение философских смыслов через художественные образы. Задача исследования — рассмотреть новаторство Кржижановского в использовании указанных понятий, установить, насколько созвучны идеи писателя философским течениям двадцатых годов XX в.