«Бытие» и «мысль» как лексико-семантические доминанты идиостиля С. Д. Кржижановского
Мария Станиславовна Сорока
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 171
2018-04-18
18:40 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются лексико-семантические доминанты идиостиля С. Д. Кржижановского, а
именно то, каким образом функционируют два ключевых для произведений
Кржижановского понятия: «бытие» и «мысль». В рамках исследования представляется
важным обращение к исторической эпохе — то,
как понимали и интерпретировали «бытие» и «мысль» философы-современники
Кржижановского, а также то, как с современной точки зрения определяются
исследуемые понятия в философских словарях.
Тезисы
Доклад посвящен анализу
лексико-семантических доминант идиостиля С. Д. Кржижановского, а именно
понятий «бытие» и «мысль».
Кржижановский — писатель, опиравшийся
на мощную философскую традицию. Для понимания его творчества необходимо
помнить, что до тридцати лет он занимался главным образом философией, отсюда
его отношение к прозе, где, с одной стороны, он «взнуздал философией
беллетристику, показал, что нет образов, которые не имели бы глубочайшего
философского смысла», с другой — выразил философские схемы на языке образов.
Материал нашего исследования —
«Философема о театре» и повесть «Штемпель: Москва (13 писем в провинцию)».
Произведения написаны в первой половине 1920-х гг. — в то самое время, когда из
России уходили «философские пароходы». Это важно учитывать при анализе
философско-понятийной и стилистической системы текстов.
Доклад обращает внимание на
такие основополагающие философские понятия, как «бытие» и «мысль».
Понятие «бытие», помимо
своего терминологического значения, принятого в философской науке, — «объективная
реальность, существующая независимо от нашего сознания», в творчестве Кржижановского
приобретает дополнительные смысловые оттенки, а в «Философеме о театре»
становится и сюжетообразующим элементом, так как композиция произведения
построена на оппозиции «бытие-быт-бы»:
«Беру слово "Бытие" и отрываю ему два конечных знака: быт. Оборвав и
этому тупое "т", оставляю: бы. Делаю то же со смыслом, что и с
буквами: как от слова к слову все меньше звучания и знаков, так и от смысла к
смыслу: все меньше сутей, убывает и малеет бытие».
Мысль же, живая человеческая
мысль, прародительница всей материальной и духовной культуры, у Кржижановского
— основной герой произведений. Она приобретает некую материальную оболочку. «Окна домов,
мимо которых хожу, смотрят с определенным выражением; утром, чуть раскрыв
глаза, вижу красные кирпичи соседнего дома: это уже Москва. А значит — и мысль:
Москва». Работа опирается на
философские словари, на работы философов-современников Кржижановского, на
работы по языку философских текстов Н. В. Козловской и Н. М. Азаровой.
Актуальность заключается в
самой теме исследования: творчество Кржижановского недостаточно изучено с точки
зрения лингвистики, тем более в аспекте идиостиля, характерной особенностью
которого является выражение философских смыслов через художественные образы.
Задача исследования — рассмотреть новаторство Кржижановского в
использовании указанных понятий, установить, насколько созвучны идеи писателя философским
течениям двадцатых годов XX в.