Образ кинематографа как как модель целостности в поэтической системе (на материале поэзии Бориса Рыжего)
Евгения Викторовна Гурулева
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
ауд. 2-У
2018-04-17
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен выявлению внутренней целостности в
поэтической системе Бориса Рыжего. Материалом исследования послужили лирические
тексты Рыжего, апеллирующие к образу кинематографа и его инвариантному
воплощению (визуальный ряд, драматическая коллизия фильма и др.). Объектом
исследования стала модель целостности, предметом — ее динамическое
развертывание в образной системе «текстового фильма». В результате исследования
был выявлен ряд особенностей реализации модели целостности (движение от
визуального к текстовому, смена кадров, актуализация роли звука, света, пространства).
Тезисы
На материале лирических текстов Бориса Рыжего (1974—2001) в докладе исследуется модель внутренней целостности и
ее динамическое развертывание в образной системе «текстового фильма».
Рассматривается ряд особенностей
реализации модели поэтической целостности,
к которым можно отнести сознательное движение креативного сознания от визуального к
текстовому, актуализацию роли «кинематографичной» образной системы (роль звука,
света / мрака, пространства), связь лирического сюжета с драматической
коллизией фильма, средоточие на поэтике визуальности. Один из вариантов лирического метасюжета
Рыжего группируется вокруг образа кинотеатра (Складываются детали / в иное целое одно, / как будто в страшном кинозале / полнометражное кино / за три минуты показали; Как только про мгновения весны /
кино начнется,
опустеет двор; Вот мы и вышли в осень из кинозала и зашагали по /
длинной аллее жизни. Оно про лето было кино, про счастье, не про беду и др.).
Лирический метасюжет можно собрать в «текстовый фильм», где образ кинематографа
воспроизводит модель внутренней целостности и / или ее нарушения, встраивается
в поэтическую систему.
В ходе исследования было выявлено,
что имплицитное единство лирической системы Рыжего строится по закону
кинематографичности. Развитие устойчивой
«кинематографичной»
динамической структуры в
лирике Рыжего образует особый лирический контекст, вокруг которого и группируются
тексты.