XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образ кинематографа как как модель целостности в поэтической системе (на материале поэзии Бориса Рыжего)

Евгения Викторовна Гурулева
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

ауд. 2-У
2018-04-17
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен выявлению внутренней целостности в поэтической системе Бориса Рыжего. Материалом исследования послужили лирические тексты Рыжего, апеллирующие к образу кинематографа и его инвариантному воплощению (визуальный ряд, драматическая коллизия фильма и др.). Объектом исследования стала модель целостности, предметом — ее динамическое развертывание в образной системе «текстового фильма». В результате исследования был выявлен ряд особенностей реализации модели целостности (движение от визуального к текстовому, смена кадров, актуализация роли звука, света, пространства).

Тезисы

На материале лирических текстов Бориса Рыжего (1974—2001) в докладе исследуется модель внутренней целостности и ее динамическое развертывание в образной системе «текстового фильма». Рассматривается ряд особенностей реализации модели поэтической целостности, к которым можно отнести сознательное движение креативного сознания от визуального к текстовому, актуализацию роли «кинематографичной» образной системы (роль звука, света / мрака, пространства), связь лирического сюжета с драматической коллизией фильма, средоточие на поэтике визуальности. Один из вариантов лирического метасюжета Рыжего группируется вокруг образа кинотеатра (Складываются детали / в иное целое одно, / как будто в страшном кинозале / полнометражное кино / за три минуты показали; Как только про мгновения весны /  кино начнется, опустеет двор; Вот мы и вышли в осень из кинозала и зашагали по / длинной аллее жизни. Оно про лето было кино, про счастье, не про беду и др.). Лирический метасюжет можно собрать в «текстовый фильм», где образ кинематографа воспроизводит модель внутренней целостности и / или ее нарушения, встраивается в поэтическую систему. В ходе исследования было выявлено, что имплицитное единство лирической системы Рыжего строится по закону кинематографичности. Развитие устойчивой  «кинематографичной» динамической структуры в лирике Рыжего образует особый лирический контекст, вокруг которого и группируются тексты.