Некоторые аспекты теории Эпикура о душе
Юлия Владимировна Черноусова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 25
2018-04-18
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Учение Эпикура об элементах души содержит в себе несколько темных мест, порождающих вопросы. В докладе рассматривается его место в ряду подобных учений философов-предшественников, выдвигаются предположения относительно функций элементов, входящих в состав души, и причины их включения в этот состав.
Тезисы
Согласно Эпикуру, душа — это смесь из трех элементов, напоминающих тепло, ветер и воздух, а также
безымянного элемента. Однако некоторые философы до Эпикура также полагали, что
душа состоит из различных элементов. Для понимания своеобразия теории Эпикура
необходимо определить, в чем заключается новизна его доктрины, а также
выяснить, по каким причинам Эпикур включает в состав души те или иные элементы.
Сведения об
эпикурейской теории души содержатся в первую очередь в письме Эпикура к
Геродоту, доксографических свидетельствах и поэме Лукреция «О природе вещей».
Эти источники послужили основным материалом работы.
В ходе исследования,
состоявшего из перевода и анализа отдельных мест из вышеупомянутых источников,
а также их сопоставления с текстами других античных авторов, удалось прийти к
следующим результатам.
Для Эпикура
необходимость присутствия в составе души тех или иных элементов основывается на
эмпирических предпосылках. Присущая живому организму теплота становится
причиной для включения в состав элементов тепла. При этом в состав тепла в силу
его разреженности входит воздух, поэтому и он включается в список элементов.
Загадочный безымянный элемент играет роль катализатора движения, несущего
ощущение; он остается безымянным, так как ему нет эквивалентов в доступном
человеческому восприятию физическом мире.
Наиболее интересно,
однако, то, что Эпикур включает в состав элементов души пневму-ветер, которая у
него всегда имеет холодный характер. Ко времени жизни Эпикура было
распространено представление о пневме как о теплом дыхании, ответственном за
жизненные или
психические функции. Такое представление можно встретить у Аристотеля и
медицинских авторов, а впоследствии у стоиков. Тем не менее, вероятно, что
первоначально пневма понималась как охлаждающее дыхание. Это представление встречается,
например, в диалоге Платона «Тимей», который был хорошо знаком Эпикуру: в
других разделах своей теории души Эпикур полемизирует с идеями, высказанными в
этом сочинении. У Платона ветер как элемент души охлаждает внутреннее тепло и
распределяет его по организму. У Эпикура холод, присущий ветру, также
нейтрализует жар тепла как элемента души и, возможно, именно ветер распределяет
тепло по организму. Можно поэтому предположить, что на Эпикура оказало влияние
учение Платона.