XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Некоторые аспекты теории Эпикура о душе

Юлия Владимировна Черноусова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 25
2018-04-18
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Учение Эпикура об элементах души содержит в себе несколько темных мест, порождающих вопросы. В докладе рассматривается его место в ряду подобных учений философов-предшественников, выдвигаются предположения относительно функций элементов, входящих в состав души, и причины их включения в этот состав.

Тезисы

Согласно Эпикуру, душа — это смесь из трех элементов, напоминающих тепло, ветер и воздух, а также безымянного элемента. Однако некоторые философы до Эпикура также полагали, что душа состоит из различных элементов. Для понимания своеобразия теории Эпикура необходимо определить, в чем заключается новизна его доктрины, а также выяснить, по каким причинам Эпикур включает в состав души те или иные элементы. Сведения об эпикурейской теории души содержатся в первую очередь в письме Эпикура к Геродоту, доксографических свидетельствах и поэме Лукреция «О природе вещей». Эти источники послужили основным материалом работы. В ходе исследования, состоявшего из перевода и анализа отдельных мест из вышеупомянутых источников, а также их сопоставления с текстами других античных авторов, удалось прийти к следующим результатам. Для Эпикура необходимость присутствия в составе души тех или иных элементов основывается на эмпирических предпосылках. Присущая живому организму теплота становится причиной для включения в состав элементов тепла. При этом в состав тепла в силу его разреженности входит воздух, поэтому и он включается в список элементов. Загадочный безымянный элемент играет роль катализатора движения, несущего ощущение; он остается безымянным, так как ему нет эквивалентов в доступном человеческому восприятию физическом мире. Наиболее интересно, однако, то, что Эпикур включает в состав элементов души пневму-ветер, которая у него всегда имеет холодный характер. Ко времени жизни Эпикура было распространено представление о пневме как о теплом дыхании, ответственном за жизненные или психические функции. Такое представление можно встретить у Аристотеля и медицинских авторов, а впоследствии у стоиков. Тем не менее, вероятно, что первоначально пневма понималась как охлаждающее дыхание. Это представление встречается, например, в диалоге Платона «Тимей», который был хорошо знаком Эпикуру: в других разделах своей теории души Эпикур полемизирует с идеями, высказанными в этом сочинении. У Платона ветер как элемент души охлаждает внутреннее тепло и распределяет его по организму. У Эпикура холод, присущий ветру, также нейтрализует жар тепла как элемента души и, возможно, именно ветер распределяет тепло по организму. Можно поэтому предположить, что на Эпикура оказало влияние учение Платона.