Реализация культурной оппозиции «жизнь — смерть» в сновидческом рассказе
Яна Николаевна Андреева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 195
2018-04-17
15:10 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе описываются способы реализации бинарной
оппозиции «жизнь — смерть» в сновидческих рассказах как текстах фольклорного жанра, анализируется и описывается лексический материал, посредством которого происходит данная реализация.
Тезисы
В докладе представлен анализ
снорассказов (на материале Архива кафедры русского языка СПбГУ «Духовная
культура Русского Севера в народной словесности») как текстов, имеющих статус
фольклорного жанра, с целью выявить способы реализации культурной оппозиции
«жизнь-смерть».
С точки зрения языка сон интересен тем,
что представляет собой альтернативный
мир с особым дискурсом, в связи с чем словесный перенос событий сна в мир яви
представляет определенные трудности для сновидца.
С точки зрения бинарной оппозиции
«жизнь-смерть» феномен сна представляет интерес, так как текст снорассказа (как
один из фольклорных жанров) главным образом связан с контактированием сновидца с «иным» миром, под которым зачастую подразумевается мир загробный. В
работе рассмотрен лексический материал, являющийся средством выражения
«иномирия» и связи двух миров, посредством которого реализуется данная
оппозиция.
На основе анализа сновидческих рассказов
было выявлено, что культурная оппозиция «жизнь-смерть» реализуется в
разнообразных, косвенных словесных формах (как правило, не имеющих общего корня с компонентами
оппозиции), которые чаще всего представлены символами, отождествляемыми с
каждым из компонентов оппозиции в отдельности или в их непосредственной связи.
Например, такие символы, как радуга, свадьба, в пространстве сна являются
символами смерти, и наоборот, смерть какого-либо человека во сне ― символ его долгой
жизни наяву.