Особенности поэтики романа «Инициация» Л. Баррона
Вероника Максимовна Деменюк
Докладчик
магистрант 2 курса
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
ауд. 190
2018-04-20
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В работе анализируется роман
Л. Баррона (род. 1970, Barron) «Инициация» («The Croning») как пример деконструкции жанра волшебной сказки.
Исследуются особенности хронотопа произведения и его идейно-философское
наполнение; роман также рассматривается в контексте предшествующей литературной
традиции.
Тезисы
Цель доклада — анализ
специфики структуры романа Л. Баррона (род. 1970, Barron) «Инициация» («The Croning»). Роман интересен тем, что
в нём осуществляется попытка деконструкции жанра волшебной сказки. Соответственно, в
первую очередь текст рассматривается с точки зрения жанрового своеобразия.
Сюжетной завязкой становится сказка братьев Гримм о карлике Румпельштильцхене,
события которой не остались в «волшебном» прошлом, а имеют свои последствия в
реальном настоящем. В частности, главными героями «Инициации» являются потомки героев
сказки. В первую очередь разрушается важное для сказки превосходство пространства
над временем, поскольку в романе описываются события трёх чётко обозначенных
временных промежутков (стародавние времена, 1950 г., 1980 г.). Более того, время как
бесконечный поток становится центрирующим идейно-философским компонентом
текста. Также разрушается пространственная оппозиция «свой — чужой»,
свойственная сказке, поскольку с течением событий романа главный герой узнаёт,
что фактически всё мироздание — это чужой мир, враждебный человеку и
стремящийся его уничтожить. В связи с этим счастливый и благополучный сказочный
финал становится принципиально невозможным и автором вводится категория
ужасного как центральный элемент повествования. Продолжая традиции
предшествующей литературы (Г. Лавкрафт, А. Бирс), автор постулирует беспомощность
человека и его неизбежное поражение при столкновении со сверхъестественным.
Таким образом, на наш взгляд, через роман Баррона возможно осмысление проблемы «paradox of painful art» — интереса публики к произведениям искусства, построенным на эстетике ужасного: играя с различными формами и концептуальными идеями, текст тем не менее базируется на универсальных мифологических архетипах, присутствующих в каждой культуре и в каждой эпохе.
Таким образом, на наш взгляд, через роман Баррона возможно осмысление проблемы «paradox of painful art» — интереса публики к произведениям искусства, построенным на эстетике ужасного: играя с различными формами и концептуальными идеями, текст тем не менее базируется на универсальных мифологических архетипах, присутствующих в каждой культуре и в каждой эпохе.