XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Особенности поэтики романа «Инициация» Л. Баррона

Вероника Максимовна Деменюк
Докладчик
магистрант 2 курса
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

ауд. 190
2018-04-20
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В работе анализируется роман Л. Баррона (род. 1970, Barron) «Инициация» («The Croning») как пример деконструкции жанра волшебной сказки. Исследуются особенности хронотопа произведения и его идейно-философское наполнение; роман также рассматривается в контексте предшествующей литературной традиции.

Тезисы

Цель доклада — анализ специфики структуры романа Л. Баррона (род. 1970, Barron) «Инициация» («The Croning»). Роман интересен тем, что в нём осуществляется попытка деконструкции жанра волшебной сказки. Соответственно, в первую очередь текст рассматривается с точки зрения жанрового своеобразия. Сюжетной завязкой становится сказка братьев Гримм о карлике Румпельштильцхене, события которой не остались в «волшебном» прошлом, а имеют свои последствия в реальном настоящем. В частности, главными героями «Инициации» являются потомки героев сказки. В первую очередь разрушается важное для сказки превосходство пространства над временем, поскольку в романе описываются события трёх чётко обозначенных временных промежутков (стародавние времена, 1950 г., 1980 г.). Более того, время как бесконечный поток становится центрирующим идейно-философским компонентом текста. Также разрушается пространственная оппозиция «свой — чужой», свойственная сказке, поскольку с течением событий романа главный герой узнаёт, что фактически всё мироздание — это чужой мир, враждебный человеку и стремящийся его уничтожить. В связи с этим счастливый и благополучный сказочный финал становится принципиально невозможным и автором вводится категория ужасного как центральный элемент повествования. Продолжая традиции предшествующей литературы (Г. Лавкрафт, А. Бирс), автор постулирует беспомощность человека и его неизбежное поражение при столкновении со сверхъестественным.
Таким образом, на наш взгляд, через роман Баррона возможно осмысление проблемы «paradox of painful art» — интереса публики к произведениям искусства, построенным на эстетике ужасного: играя с различными формами и концептуальными идеями, текст тем не менее базируется на универсальных мифологических архетипах, присутствующих в каждой культуре и в каждой эпохе.