Практические возможности использования электронных компьютерных программ для обучения фонетике иностранного языка (на примере обучающей англоязычной версии компьютерной программы «Профессор Хиггинс»)
Майра Бакытжановна Салгараева
Докладчик
студент 1 курса
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
ауд. 157
2018-04-19
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируются возможности электронной компьютерной обучающей программы «Профессор
Хиггинс» с целью внедрения в процесс обучения и развития у студентов
фонетических навыков, фонематического слуха. Для обеспечения наглядности рассматривается фрагмент занятия по вводно-коррективному фонетическому курсу английского языка с
использованием данной программы.
Тезисы
В настоящее время
существует большой выбор программ по обучению английскому языку,
которые могут быть использованы для развития языковых и речевых навыков, а
также для контроля уровня знаний обучающихся.
В зависимости от содержания лингвистического материала можно выделить две
группы: а) ориентированные на языковой материал существующих учебных пособий по
фонетике (например, программа «Профессор Хиггинс»); б) имеющие оригинальный
язык и являющиеся самостоятельными по отношению к существующим учебным пособиям
(в качестве примера можно взять программу для обучения английскому, немецкому и
французскому языкам «Triple Play Plus!»).
Следует отметить методическое
качество программы: возможность выбора
очередности, количества материала и скорости работы, возможность закрыть
программу в любой момент, стиль общения. Учащийся занимает активную позицию. Ему
предоставляется возможность прослушать образец, а также записать собственный
вариант произношения, что дает ему возможность оценить разницу между эталоном и собственной речью. Внезапное закрытие
программы не повлечет за собой потери информации и этапа работы.
Положительным качеством
этого программного обеспечения является постепенное
усложнение языкового материала, что позволяет использовать его студентами с
разным уровнем знаний. Каждое упражнение сопровождается двумя осциллограммами
(результат работы студента и образец), что позволяет визуально контролировать
правильность произношения и выделять ошибки.
Для примера предлагается
фрагмент занятия по
вводно-коррективному фонетическому курсу английского языка на третьем курсе по
направлению 45.03.02 «Лингвистика» с
использованием данного программного обеспечения (учебный модуль: The diphthong [əu]).
Практическую цель обучения мы
определили как развитие навыков и умений правильного произношения дифтонгов в разговорной английской речи с помощью инновационной компьютерной
обучающей программы «Профессор Хиггинс».
В качестве дидактического
обеспечения мы использовали компьютерную
программу «Professor Higgins», раздел «Phonetics», а также учебник «A Practical Course of English» А. В. Савватеевой. В рамках эксперимента описываются 130 независимых уроков раздела «Phonetics», отрабатывающих правильность артикуляции отдельных звуков у студентов вуза. Принципиальное отличие данной
программы от других — объективная оценка правильности произношения звуков и
слов в баллах и представление результата сравнения произношения обучающегося и
эталона в виде 2D- и 3D-графиков.
В качестве практического результата
можно отметить, что использование компьютерной обучающей программы «Профессор Хиггинс» в процессе обучения позволит развить у
студентов фонетические навыки, фонематический слух, в совершенстве освоить английское произношение.