XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Практические возможности использования электронных компьютерных программ для обучения фонетике иностранного языка (на примере обучающей англоязычной версии компьютерной программы «Профессор Хиггинс»)

Майра Бакытжановна Салгараева
Докладчик
студент 1 курса
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

ауд. 157
2018-04-19
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируются возможности электронной компьютерной обучающей программы «Профессор Хиггинс» с целью внедрения в процесс обучения и развития у студентов фонетических навыков, фонематического слуха. Для обеспечения наглядности рассматривается фрагмент занятия по вводно-коррективному фонетическому курсу английского языка с использованием данной программы.

Тезисы

В настоящее время существует большой выбор программ по обучению английскому языку, которые могут быть использованы для развития языковых и речевых навыков, а также для контроля уровня знаний обучающихся. В зависимости от содержания лингвистического материала можно выделить две группы: а) ориентированные на языковой материал существующих учебных пособий по фонетике (например, программа «Профессор Хиггинс»); б) имеющие оригинальный язык и являющиеся самостоятельными по отношению к существующим учебным пособиям (в качестве примера можно взять программу для обучения английскому, немецкому и французскому языкам «Triple Play Plus!»). Следует отметить методическое качество программы: возможность выбора очередности, количества материала и скорости работы, возможность закрыть программу в любой момент, стиль общения. Учащийся занимает активную позицию. Ему предоставляется возможность прослушать образец, а также записать собственный вариант произношения, что дает ему возможность оценить разницу между эталоном и собственной речью. Внезапное закрытие программы не повлечет за собой потери информации и этапа работы. Положительным качеством этого программного обеспечения является постепенное усложнение языкового материала, что позволяет использовать его студентами с разным уровнем знаний. Каждое упражнение сопровождается двумя осциллограммами (результат работы студента и образец), что позволяет визуально контролировать правильность произношения и выделять ошибки. Для примера предлагается фрагмент занятия по вводно-коррективному фонетическому курсу английского языка на третьем курсе по направлению 45.03.02 «Лингвистика» с использованием данного программного обеспечения (учебный модуль: The diphthong [əu]). Практическую цель обучения мы определили как развитие навыков и умений правильного произношения дифтонгов в разговорной английской речи с помощью инновационной компьютерной обучающей программы «Профессор Хиггинс». В качестве дидактического обеспечения мы использовали компьютерную программу «Professor Higgins», раздел «Phonetics», а также учебник «A Practical Course of English» А. В. Савватеевой. В рамках эксперимента описываются 130 независимых уроков раздела «Phonetics», отрабатывающих правильность артикуляции отдельных звуков у студентов вуза. Принципиальное отличие данной программы от других — объективная оценка правильности произношения звуков и слов в баллах и представление результата сравнения произношения обучающегося и эталона в виде 2D- и 3D-графиков. В качестве практического результата можно отметить, что использование  компьютерной обучающей программы «Профессор Хиггинс» в процессе обучения позволит развить у студентов фонетические навыки, фонематический слух, в совершенстве освоить английское произношение.