Взаимодействие словообразовательных интенсификаторов с другими элементами функционально-семантического поля интенсивности
Евгения Владимировна Скачкова
Докладчик
преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
195
2018-03-22
17:10 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
русский язык, функционально-семантическое поле, словообразование, исконные и заимствованные форманты, интенсификатор
Тезисы
Доклад посвящен анализу
взаимодействия словообразовательных единиц с другими компонентами функционально-семантического
поля интенсивности – морфологическими средствами, выражающими значение высокой
степени проявления признака, и лексическими интенсификаторами.
Словообразовательные интенсификаторы представлены в русском языке не только
разными по происхождению префиксами типа сверх-,
супер-, гипер-, но и высокопродуктивным классом единиц, морфемный статус
которых в некоторых случаях требует особого комментария. Нас интересуют исконные
интенсификаторы типа высоко-, сильно-,
много-, которые в ряде новообразований мы предлагаем рассматривать как
префиксоиды, хотя большинство исследователей относят их к корням. В докладе будет представлено обоснование такого
подхода.
Интенсивность признака, особенно в разговорной речи, может быть выражена сразу комплексом единиц. Как правило, это связано с прагматической установкой адресанта усилить эмоциональное воздействие на адресата (в докладе будут проанализированы тексты неформальной интернет-коммуникации, которые характеризуются высокой эмоциональностью). Так, например, лексический интенсификатор очень может сочетаться с морфологическим показателем превосходной степени имен прилагательных (очень кратчайшие сроки, очень ближайшее будущее) или со словообразовательными интенсификаторами (очень супермегаласковый, очень сверхдорогие) и т.д. В задачи нашего исследования входит установление закономерностей такой неузуальной сочетаемости.
Интенсивность признака, особенно в разговорной речи, может быть выражена сразу комплексом единиц. Как правило, это связано с прагматической установкой адресанта усилить эмоциональное воздействие на адресата (в докладе будут проанализированы тексты неформальной интернет-коммуникации, которые характеризуются высокой эмоциональностью). Так, например, лексический интенсификатор очень может сочетаться с морфологическим показателем превосходной степени имен прилагательных (очень кратчайшие сроки, очень ближайшее будущее) или со словообразовательными интенсификаторами (очень супермегаласковый, очень сверхдорогие) и т.д. В задачи нашего исследования входит установление закономерностей такой неузуальной сочетаемости.