К проблеме творческой истории прозаических произведений Ю. К. Олеши
Андрей Владимирович Кокорин
Докладчик
ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная»
188
2018-03-23
16:10 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Олеша; «Зависть»; «Заговор чувств»; «Строгий юноша»; текстология; творческая история; советская литература
Тезисы
В докладе рассматриваются проблемы текстологии и в целом творческой истории прозаических произведений Ю. К. Олеши, связанные с развитием и особенностями взаимоотношений писателя с различными людьми, имевшими отношение к изданию, экранизации или постановке на сцене его романа «Зависть» и воспоминаний об А. Н. Толстом, киносценария «Строгий юноша» и пьесы «Заговор чувств».
Выборка произведений является показательной, поскольку в отношении их творческой истории мы располагаем достаточным количеством зафиксированных фактов, свидетельствующих об изменениях текста, которые были осуществлены автором или с его согласия в результате взаимодействия Олеши с редакторами, режиссерами и другими сотрудниками государственных учреждений (Ф. Ф. Раскольниковым, Р. О. Ковнатор, В. О. Перцовым, А. И. Пузиковым, А. Д. Поповым, А. М. Роомом, З. А. Никитиной и др.). В докладе предпринимается попытка построения типологии причин, провоцировавших изменения текстов произведений на любой из стадий их бытования при жизни автора.
Кроме того, отдельного освещения с целью осознания не только творческой манеры писателя, но и особенностей его мировоззрения заслуживает сама история взаимоотношений Олеши с представителями различных институтов, которая частично восстанавливается по материалами Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) — переписке Олеши, официальным уведомлениям, служебным запискам и др. свидетельствам 1920–1950-х гг.
Выборка произведений является показательной, поскольку в отношении их творческой истории мы располагаем достаточным количеством зафиксированных фактов, свидетельствующих об изменениях текста, которые были осуществлены автором или с его согласия в результате взаимодействия Олеши с редакторами, режиссерами и другими сотрудниками государственных учреждений (Ф. Ф. Раскольниковым, Р. О. Ковнатор, В. О. Перцовым, А. И. Пузиковым, А. Д. Поповым, А. М. Роомом, З. А. Никитиной и др.). В докладе предпринимается попытка построения типологии причин, провоцировавших изменения текстов произведений на любой из стадий их бытования при жизни автора.
Кроме того, отдельного освещения с целью осознания не только творческой манеры писателя, но и особенностей его мировоззрения заслуживает сама история взаимоотношений Олеши с представителями различных институтов, которая частично восстанавливается по материалами Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) — переписке Олеши, официальным уведомлениям, служебным запискам и др. свидетельствам 1920–1950-х гг.