47th International Philological Research Conference

Художественные константы в эпоху индивидуальной поэтики

Irina Eduardovna Vasilyeva
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

124
2018-03-22
15:10 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

топос; поэтика Нового времени; заимствования; художественные константы; Батюшков; Лермонтов

Тезисы

Одним из основных элементов художественной системы для культуры традиционалистского типа является топос. В структуре топоса устойчивость языковой формы, плана выражения играет важную, но не определяющую роль. Главное в поэтике «общих мест» — это собственно сам способ мышления о мире, характер выражаемого этой конструкцией миропредставления. Топос фиксирует наиболее существенные признаки описываемого явления, выполняет функцию инструмента для упорядочивания и систематизации действительности (1). Тем самым интеллектуальное начало составляет принципиальную часть сложного комплекса эстетического переживания, вызываемого данной конструкцией. Однако в рационализме, свойственном мышлению «общих мест», таится и главная угроза этому типу поэтики: такие конструкции быстро шаблонизируются. Зона обновления топоса располагается не только в области интеллектуального варьирования общей темы, но и прежде всего в поле предметно-образного ряда. В эпоху традиционализма варьирование и этого ряда ограничено каноном. В первой трети XIX в. при формировании нового типа поэтики художественная логика «общего места» вступает в конфликт с новым эстетическим принципом — ценностью индивидуального. В первую очередь трансформации подвергается предметно-образный ряд. Именно в нем обнаруживается стремление к реализации индивидуального выбора. В докладе будет рассмотрен данный процесс в текстах Батюшкова и Лермонтова на примере одного поэтического заимствования из Шатобриана, его «визитной карточки» (2).

Литература:

1. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Аверинцев C.С. Поэтика древнегреческой литературы. М.: Наука, 1981. С. 15-46.
2. de Sainte-Beuve, Ch.-A. Chateaubriand et son groupe littéraire sous l'empire: cours professé à Liége en 1848-1849. Nouvelle edition. T. 1. Paris, 1872.