Художественные константы в эпоху индивидуальной поэтики
Irina Eduardovna Vasilyeva
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
124
2018-03-22
15:10 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
топос; поэтика Нового времени; заимствования; художественные константы; Батюшков; Лермонтов
Тезисы
Одним из основных элементов художественной системы для культуры
традиционалистского типа является топос. В структуре топоса устойчивость языковой
формы, плана выражения играет важную, но не определяющую роль. Главное в
поэтике «общих мест» — это собственно сам способ мышления о мире, характер
выражаемого этой конструкцией миропредставления. Топос фиксирует наиболее
существенные признаки описываемого явления, выполняет функцию инструмента для
упорядочивания и систематизации действительности (1). Тем самым интеллектуальное
начало составляет принципиальную часть сложного комплекса эстетического переживания,
вызываемого данной конструкцией. Однако в рационализме, свойственном мышлению «общих
мест», таится и главная угроза этому типу поэтики: такие конструкции быстро
шаблонизируются. Зона обновления топоса располагается не только в области интеллектуального
варьирования общей темы, но и прежде всего в поле предметно-образного ряда. В
эпоху традиционализма варьирование и этого ряда ограничено каноном.
В первой трети XIX в. при формировании нового типа поэтики художественная
логика «общего места» вступает в конфликт с новым эстетическим принципом —
ценностью индивидуального. В первую очередь трансформации подвергается
предметно-образный ряд. Именно в нем обнаруживается стремление к реализации
индивидуального выбора. В докладе будет рассмотрен данный процесс в текстах
Батюшкова и Лермонтова на примере одного поэтического заимствования из Шатобриана,
его «визитной карточки» (2).
Литература:
1. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Аверинцев C.С. Поэтика древнегреческой литературы. М.: Наука, 1981. С. 15-46.
2. de Sainte-Beuve, Ch.-A. Chateaubriand et son groupe littéraire sous l'empire: cours professé à Liége en 1848-1849. Nouvelle edition. T. 1. Paris, 1872.
Литература:
1. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Аверинцев C.С. Поэтика древнегреческой литературы. М.: Наука, 1981. С. 15-46.
2. de Sainte-Beuve, Ch.-A. Chateaubriand et son groupe littéraire sous l'empire: cours professé à Liége en 1848-1849. Nouvelle edition. T. 1. Paris, 1872.