Обычай захоронения в жилище (по материалам коми фольклора)
Надежда Степановна Коровина
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН
Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН
213
2018-03-20
12:00 -
12:30
Ключевые слова, аннотация
коми народная сказка, обычай захоронения в жилище, красный
угол, печь и околопечное пространство, этнографический субстрат, единица
домашнего пространства
Тезисы
Обычай захоронения в жилище является одним из наиболее
архаических способов погребения человека. Сведения о существовании этого обычая
у коми довольно незначительные. Наиболее полные сведения по обычаю захоронения
в жилище сохранились у коми в фольклорных произведениях. Поэтому именно они, а
в большей степени коми сказки, стали источником для его изучения. Нам удалось
обнаружить более девяти текстов (в т.ч. один коми-пермяцкий) и одну лирическую
песню, где отразились эти древние представления.
Анализируя сюжеты указанных фольклорных произведений, можно
заметить в них такую особенность: после похорон умерших родителей все остальные
члены семьи тут же или через некоторое время покидали это жилище. Исходя из
сказанного, можно предположить, что в анализируемых нами фольклорных
произведениях отражен обычай захоронения в жилище в его более поздней
разновидности, появившийся тогда, когда уже возникло представление об опасности
умершего для окружающих, стремление отделить его от живых, т.е. покинуть его,
переселиться в другое место.
Особенность имеющихся примеров состоит в том, что в них
указано довольно много различных мест захоронений. В итоге получается, что все
они связаны, прежде всего, с двумя углами, один из них - «ен пельöс» (божий
угол), другой - включает в себя печь и
околопечное пространство (печной угол). В системе ритуально-мифологических
представлений эти углы, как известно, являются наиболее отмеченными.
Проведенный анализ позволяет высказать предположение, что
обычай захоронения в красном (божьем) углу, а также в границах печи и печного
угла, не просто плод фантазии исполнителя. Однако пока трудно сказать, имеются
ли корни этого обычая в реальной археологической и этнографической практике,
или здесь мы сталкиваемся с планом только мифологического значения.