47th International Philological Research Conference

Реликварий из Сан-Назаро: к вопросу об изображении Воскресения в раннехристианских предметах малых форм

Елена Сергеевна Ермак
Докладчик
аспирант
СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина

Греческий институт
2018-03-21
11:50 - 12:15

Ключевые слова, аннотация

раннехристианская скульптура, тема Воскресения, патристика, иконография, предметы малых форм

Тезисы

По последним данным, реликварий из Сан-Назаро был создан в Северной Италии в 386 г., что подтверждается связью иконографии с текстами Амвросия Медиоланского и чертами «стиля Феодосия», отразившимися в рельефе. Тем не менее, размещенное на его стенке изображение четырех отроков - из-за добавленной фигуры, не соответствующей традиционному воспроизведению «Трех отроков в пещи огненной» в ранний период, - остается дискуссионным. Интерпретации этого образа и посвящено настоящее сообщение. В текстах эпистолографического жанра, определивших датировку памятника, лейтмотивом становятся эсхатологические воззрения, занимающие умы верующих на исходе столетия. В определенном смысле этому вторят и богословские сочинения, где к IV в. постепенно меняются акценты: обращение к теме Воскресения в сепулькральном ключе, характерное для периода катакомб и апологетики, в дальнейшем уступает место ее литургической ориентации. Исходя из этого, вероятно, декоративная программа памятника отображает тему Страшного суда и заботы верующих о собственном посмертном бытии. В таком случае дискуссионное изображение все же является нетипичным изводом иконографии «Три отрока в пещи огненной», во многом отсылающей к тому же событию, где четвертая персона - небесный вестник, вид которого «подобен сыну Божию» (Дан. 3:92). Однако к IV в. догмат об иконопочитании еще не был сформулирован, поэтому фигуру вряд ли стоит понимать как буквальное антропоморфное изображение Христа. Не имея однозначного ответа в теологии, искусство обращается к эллинистическому наследию, и, вероятно, представленный ῥαβδοῦχος - с точки зрения иконографии - вобрал в себя черты античного криофора или христианского Доброго Пастыря, одного из возможных аллегорических образов Спасителя вплоть до V в. Обоснованием последнего становится «Пастырь» Гермы, который, как показал проведенный в докладе анализ, созвучен декоративной программе реликвария и раскрывает новые грани в его интерпретации.