47th International Philological Research Conference

Самопознание в беллетристике на примере романа У.Бойда «Браззавиль Бич»

Елена Семеновна Дунаевская
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2018-03-21
12:50 - 13:10

Ключевые слова, аннотация

Уильям Бойд; Браззавиль Бич; интеллектуальная беллетристика; клише

Тезисы

За последние десятилетия большинство приемов интеллектуальной литературы перешло в беллетристику. Иллюстрацией этого явления  служит роман Уильма Бойда (1952–, William Boyd), «Браззавиль Бич» («Brazzaville Beach», 1990). Повествование, которое в романе ведется от лица главной героини, сложно сконструировано: две его линии (университетский любовный роман и дальнейшая жизнь этолога, наблюдающего в Африке за  шимпанзе) перемежаются, их стыки отмечены вставными эссе - размышлениями на бытовые, мифологические и научные темы. Этим создается калейдоскопичнось, заменяющая в романе стереоскопичность большой литературы. Для романа характерно создание фона повествования за счет обыгрыванием многочисленных клише из СМИ и научно-популярной литературы: «давление международного общественного мнения, разбойничьи методы военных группировок, и др.», они создают фактографическую убедительность, не подразумевая фактов. Богатый набор клише используются и при самоанализе героини, которая избегает этических оценок; исключением служит финал, где она, вопреки профессиональной этике, выстрелами прекращает убийства в стае шимпанзе и считает, что поступила хорошо. В романе намечена, но не разработана социальная проблематика: вмешательство более развитого сообщества в жизнь архаичного, как на примере гражданской войны в Африке, так и войн шимпанзе. Факты, часто недостоверные, из специальных областей знания также интеллектуализируют роман. Личность героини убедительно обрисована, ей присущи ум, наблюдательность, жесткость, склонность к рассуждениям с незаметной логической подтасовкой. Она не понимает себя как женщину, обделена состраданием, хотя  в эпилоге личный и профессиональный крах позволяют ей расслабиться и ощутить единение с природой. Автор прежде всего умелый рассказчик, но его роман говорит о разрыве между человеком западной цивилизации и его истинным «я». Именно в силу того, что героиня мыслит набором клише, заявленного в эпиграфе романа осмысления ее жизни не происходит.