Самопознание в беллетристике на примере романа У.Бойда «Браззавиль Бич»
Елена Семеновна Дунаевская
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2018-03-21
12:50 -
13:10
Ключевые слова, аннотация
Уильям Бойд; Браззавиль Бич; интеллектуальная беллетристика; клише
Тезисы
За последние десятилетия большинство приемов интеллектуальной литературы
перешло в беллетристику. Иллюстрацией этого явления служит роман Уильма Бойда (1952–, William Boyd), «Браззавиль Бич» («Brazzaville
Beach», 1990).
Повествование, которое в романе ведется от лица главной героини, сложно сконструировано: две его линии (университетский любовный роман и дальнейшая жизнь
этолога, наблюдающего в Африке за шимпанзе) перемежаются, их стыки отмечены вставными эссе - размышлениями
на бытовые, мифологические и научные темы. Этим создается калейдоскопичнось, заменяющая в романе стереоскопичность
большой литературы.
Для романа характерно создание фона повествования за счет обыгрыванием
многочисленных клише
из СМИ и научно-популярной литературы: «давление международного общественного мнения,
разбойничьи методы военных группировок, и др.», они создают
фактографическую убедительность, не подразумевая фактов. Богатый набор клише используются и при самоанализе героини, которая избегает этических оценок; исключением служит финал, где она, вопреки профессиональной этике, выстрелами прекращает убийства в стае шимпанзе и считает, что
поступила хорошо.
В романе намечена, но не разработана социальная проблематика: вмешательство более развитого сообщества в жизнь
архаичного, как на примере гражданской войны в Африке, так и войн шимпанзе. Факты, часто
недостоверные, из специальных областей знания также интеллектуализируют роман.
Личность
героини убедительно обрисована, ей присущи ум, наблюдательность, жесткость, склонность к рассуждениям с незаметной логической
подтасовкой. Она не понимает себя как
женщину, обделена
состраданием, хотя в эпилоге личный и профессиональный крах
позволяют ей
расслабиться и ощутить единение с природой.
Автор прежде
всего умелый рассказчик, но его роман
говорит о разрыве между человеком западной цивилизации и его истинным «я». Именно в
силу того, что героиня мыслит набором клише, заявленного в эпиграфе романа осмысления ее жизни не происходит.