Духовные ценности и культурные традиции: взгляд сквозь призму агиографического текста
Светлана Андреевна Аверина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2018-03-20
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
духовная ценность; агиографический текст; жития; языковая актуализация
Тезисы
Русские жития святых
представляют интерес не только как памятник религиозной литературы, но и как
прекрасный образец высокой («высоконравственной») книжности.
Следование канону и ориентация на образцы — основные принципы построения агиографического текста. Это приводит к частым заимствованиям из житий известных подвижников при создании житий новопрославленных святых: таким образом, новый святой уподобляется его великим предшественникам, а агиограф свидетельствует святость своего героя.
Следует учитывать особый характер христианской духовности на Руси. Сохраняя аскетическую традицию Византии, она усилила евангельский элемент — в центре внимания оказывается действенная любовь, служение людям, милосердие. Именно поэтому в древнерусской святости формируется особый русский религиозный тип.
Каков психологический тип святого/подвижника?
В этой связи являются весьма важными результаты лингво-ментальной атрибуции (и интерпретации) соответствующего материала памятников русской духовной письменности, представленные в работах проф. В. В. Колесова. Речь идет об актуализации с помощью языковых средств сущностных характеристик психологического типа русского святого как проявлении языковой личности святого/подвижника.
Несколько показательных тезисов/рассуждений демонстрируют глубинное понимание идеи святости и глубокое проникновение в сущность психологического типа святого. Наглядным подтверждением этих рассуждений могут служить материалы средневековой севернорусской агиографии XV–XVII вв., демонстрирующие характер языковой актуализации рассмотренных понятий.
Следование канону и ориентация на образцы — основные принципы построения агиографического текста. Это приводит к частым заимствованиям из житий известных подвижников при создании житий новопрославленных святых: таким образом, новый святой уподобляется его великим предшественникам, а агиограф свидетельствует святость своего героя.
Следует учитывать особый характер христианской духовности на Руси. Сохраняя аскетическую традицию Византии, она усилила евангельский элемент — в центре внимания оказывается действенная любовь, служение людям, милосердие. Именно поэтому в древнерусской святости формируется особый русский религиозный тип.
Каков психологический тип святого/подвижника?
В этой связи являются весьма важными результаты лингво-ментальной атрибуции (и интерпретации) соответствующего материала памятников русской духовной письменности, представленные в работах проф. В. В. Колесова. Речь идет об актуализации с помощью языковых средств сущностных характеристик психологического типа русского святого как проявлении языковой личности святого/подвижника.
Несколько показательных тезисов/рассуждений демонстрируют глубинное понимание идеи святости и глубокое проникновение в сущность психологического типа святого. Наглядным подтверждением этих рассуждений могут служить материалы средневековой севернорусской агиографии XV–XVII вв., демонстрирующие характер языковой актуализации рассмотренных понятий.