Частновидовые значения и правила употребления видов
Сергей Юрьевич Иванов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2018-03-20
15:40 -
15:55
Ключевые слова, аннотация
РКИ, вид глагола, частновидовое значение, частное значение вида, аспектуальная ситуация, правило употребления вида, конситуативная обусловленность, нейтральное употребление вида, конситуация
Тезисы
Из трех уровней описания видовой семантики — общие
значения, частные значения и аспектуальные ситуации — лишь два последних
задействованы в РКИ. Анализ учебных пособий показывает, что объяснение
употребления вида на базе частновидовых значений непродуктивно. Недостаточно
ясно проводится разграничение не только между частновидовыми значениями, но и
между частными и общими значениями видов, а также между значениями и
ситуациями.
Представляется целесообразным вместо частновидового значения как основной семантической единицы при объяснении видов использовать правило.
1. Правила создают командную методику преподавания вида взамен нынешней интерпретативной.
2. Правила теснее связаны с другими изучаемыми темами.
3. Правила, имея более дробный характер, чем значения, более адекватно отражают употребление вида.
4. Правило — более гибкая единица, чем значение: оно может быть шире или уже по необходимости.
5. Правила можно фиксировать в учебных программах, яснее отображая содержание курса.
6. При опоре на правила в программах и пособиях легче видны лакуны.
Предлагается единообразная структура правила, состоящая из антецедента, связки и консеквента и открывающая различные пути классификации правил.
Выдвигается три организующих принципа формулировки правил.
1. Принцип конситуативной обусловленности требует признать приоритет контекста и ситуации в употреблении вида.
2. Принцип нейтралитета допускает признание одной из видовых форм в определенном контексте нейтральной, употребляемой по умолчанию, в то время как другая форма требует для своего употребления дополнительных конситуативных факторов.
3. Принцип последовательного усложнения конситуации допускает градацию конситуаций по количеству факторов, выделение более и менее сложных конситуаций, а также отношения производности между конситуациями.
Аспектологической триаде «общее значение – частное значение – категориальная ситуация» в рамках РКИ предлагается противовес: «принцип употребления – правило употребления – ситуация употребления».
Представляется целесообразным вместо частновидового значения как основной семантической единицы при объяснении видов использовать правило.
1. Правила создают командную методику преподавания вида взамен нынешней интерпретативной.
2. Правила теснее связаны с другими изучаемыми темами.
3. Правила, имея более дробный характер, чем значения, более адекватно отражают употребление вида.
4. Правило — более гибкая единица, чем значение: оно может быть шире или уже по необходимости.
5. Правила можно фиксировать в учебных программах, яснее отображая содержание курса.
6. При опоре на правила в программах и пособиях легче видны лакуны.
Предлагается единообразная структура правила, состоящая из антецедента, связки и консеквента и открывающая различные пути классификации правил.
Выдвигается три организующих принципа формулировки правил.
1. Принцип конситуативной обусловленности требует признать приоритет контекста и ситуации в употреблении вида.
2. Принцип нейтралитета допускает признание одной из видовых форм в определенном контексте нейтральной, употребляемой по умолчанию, в то время как другая форма требует для своего употребления дополнительных конситуативных факторов.
3. Принцип последовательного усложнения конситуации допускает градацию конситуаций по количеству факторов, выделение более и менее сложных конситуаций, а также отношения производности между конситуациями.
Аспектологической триаде «общее значение – частное значение – категориальная ситуация» в рамках РКИ предлагается противовес: «принцип употребления – правило употребления – ситуация употребления».