Двойственность метамодернистского нарратива в кинематографе
Александр Владимирович Кечик
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2018-03-22
18:00 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
осцилляция; метамодерн; нарратив; кинематограф
Тезисы
В настоящее время некоторые исследователи выделяют новое состояние культуры: метамодерн. Стоит сразу отметить, что метамодерн не приходит на смену постмодерну, не отменяет его. Скорее можно утверждать следующее: метамодерн является способом существования в постмодернистском мире. В работах многих современных молодых художников можно заметить две, казалось бы противоречащие друг другу тенденции: с одной стороны сохраняется постмодернистская ирония как к себе, так и к любого рода ценностям и претензиям на всеобщность, с другой - возникает своего рода наивная искренность, которая не уничтожается иронией, но существует одновременно с ней.В этом и заключается суть основного концепта метамодерна - осцилляции, своеобразного бесконечного движения между модернизмом и постподернизмом, отстраненная, циничная ирония уничтожается искренностью и наивностью модернизма, которая, в свою очередь будет подвергнута ироничной постмодернистской оценке. Таким образом, метамодерн предлагает новый вид искренности, в корне отличной от модернистской: искренность (как и истина) оказывается заключена не в объекте отношения (к примеру ценности), а в самом отношении (т.е. аффекте)Логичным будет предположить, что в кинематографе также можно найти примеры метамодернистских работ, а значит, и постараться выделить их особенности. Данный доклад будет попыткой выделить особенности метамодернистского нарратива на примере фильма “Я, Эрл и умирающая девушка”, картин Уэса Андерсона и других фильмов.Метамодернистский нарратив в кино работает сразу в двух направлениях, для него оказываются равнозначными ориентация на историю персонажей и внутритекстовая игра с культурным контекстом. Таким образом, зритель, находящийся в пространстве метамодернизма, будет работать с нарративом фильма следующим образом: его внимание будет раздвоено на искреннее переживание судьбы персонажей и на считывание обыгрываемых в фильме клише, которые, тем не менее не будут в его глазах терять значимость от своей вторичности.