Личность, объем рабочей памяти и экспертная разметка спонтанной речи
Anton Anatolyevich Stepikhov
Докладчик
старший научный сотрудник
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
198
2018-03-26
15:20 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
Спонтанная речь; монолог; экспертная разметка; личность; объем рабочей памяти; немецкий язык
Тезисы
Экспертное
членение спонтанной речи на предложения обычно считается «золотым стандартом»
аннотации. Тем не менее, зачастую даже между экспертами нет единого мнения о
месте границы между предложениями. Вариативность экспертной оценки проявляется,
с одной стороны, в разном видении мест границы между предложениями в тексте, а
с другой – в разном количестве самих границ, то есть в различной длине
получаемого при сегментации предложения. Причины такой вариативности редко
становились объектом пристального изучения, однако их понимание способно
выявить взаимодействие между решениями экспертов и их индивидуальными
характеристиками, такими как объем рабочей памяти или черты личности.
В докладе изложены результаты эксперимента, целью которого было выявление возможной связи между экспертной разметкой немецкой спонтанной речи и индивидуальностью эксперта. Участники эксперимента (n = 31) членили транскрипты спонтанной речи на предложения и выполняли несколько тестовых заданий. В качестве инструмента для измерения личностных черт экспертов был использован пятифакторный опросник личности, адаптированный для немецкого языка. Рабочая память тестировалась с помощью немецких версий интервальных задач, основанных на чтении и понимании текста и на решении математических примеров. Дополнительным измерительным инструментом послужили два теста на скорость обработки информации (выявление сходства / различия фигур и выявление сходства / различия последовательности букв).
В ходе анализа проводилось статистическое моделирование полученных данных методом смешанной линейной регрессии. Целью моделирования была оценка того, в какой мере варьирование длины предложения может быть объяснено личностными чертами эксперта, объемом его рабочей памяти и скоростью обработки информации. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что фактором неоднозначного членения текста на предложения, влияющим на степень межэкспертного согласия в различных языках, является нейротизм, или эмоциональность, эксперта.
В докладе изложены результаты эксперимента, целью которого было выявление возможной связи между экспертной разметкой немецкой спонтанной речи и индивидуальностью эксперта. Участники эксперимента (n = 31) членили транскрипты спонтанной речи на предложения и выполняли несколько тестовых заданий. В качестве инструмента для измерения личностных черт экспертов был использован пятифакторный опросник личности, адаптированный для немецкого языка. Рабочая память тестировалась с помощью немецких версий интервальных задач, основанных на чтении и понимании текста и на решении математических примеров. Дополнительным измерительным инструментом послужили два теста на скорость обработки информации (выявление сходства / различия фигур и выявление сходства / различия последовательности букв).
В ходе анализа проводилось статистическое моделирование полученных данных методом смешанной линейной регрессии. Целью моделирования была оценка того, в какой мере варьирование длины предложения может быть объяснено личностными чертами эксперта, объемом его рабочей памяти и скоростью обработки информации. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что фактором неоднозначного членения текста на предложения, влияющим на степень межэкспертного согласия в различных языках, является нейротизм, или эмоциональность, эксперта.