47th International Philological Research Conference

Ритм в романе Э.М.Форстера «Поездка в Индию»

Мария Георгиевна Соколовская
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет

190
2018-03-21
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Ритм, непроизвольная память, подсознание, лейтмотив, музыка, сюжет

Тезисы

Литературоведческая работа Форстера (1879–1970, Forster) «Аспекты романа»
(«Aspects of the Novel»), изданная в 1927 г. на волне популярности «Поездки в Индию»
(«A Passage to India», 1924), в значительной мере стала экспликацией последнего романа
писателя. Как и в своем художественном творчестве, Форстер ищет форму, которая
позволила бы примирить эстетическое и человеческое. Ритм («повторение плюс
вариация» и симфоническое построение) помогает освободить роман от «тирании»
времени и логики, не разрушая традиционную повествовательную структуру.
В музыкальном построении «Хауардз-Энда» («Howards End», 1910), самого
крупного довоенного эксперимента Форстера в области музыкализации прозы,
ощущается наследие лейтмотивной техники Р. Вагнера (1813-1883, Wagner), ставшей
прообразом концепции ритма: как правило, ключевые фразы сначала появляются
целиком, а потом разбиваются на отдельные ритмы; лейтмотивы и символы, хотя далеко
не так жестко, как у Вагнера, закреплены за определенными ситуациями, местами и
персонажами.
В единственном послевоенном романе писателя музыка окончательно переходит
в структуру самого произведения; лейтмотивы перерастают в «расширяющиеся
символы» - термин, введенный в литературоведение Э. К. Брауном (1905-1951, Brown).
Расширяющиеся символы не ограничиваются конкретной темой или героем, передавая
смысл последовательностью внезапных вспышек, в которых одновременно присутствуют
настоящее, прошлое и будущее. В сущности, ритм - своего рода распыленный «поток
сознания» - или подсознания. Ведь для Форстера музыка не только самое «чистое»
искусство, лучший пример слияния формы и содержания. Музыка - самое глубокое из
искусств, и она намного глубже искусств, то есть способна воздействовать на
подсознательном уровне, и здесь ритм смыкается с аспектом «Пророчество»,
иррациональным измерением романа, которое предполагает смешение физической
реальности с некоей вселенской стихией.