47th International Philological Research Conference

Семантика и контекст: экспериментальное и корпусное исследование на материале существительных русского языка

Ольга Игоревна Пилатова
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2018-03-26
18:20 - 18:50

Ключевые слова, аннотация

семантика, восприятие речи, существительные, русский язык, контекст, семантические признаки

Тезисы

Известно, что в устной речи фонетический облик слов может значительно искажаться, вследствие чего, в частности, грамматическая информация оказывается доступной слушающему лишь частично и основную роль в успешности распознавания звучащей речи играет семантический контекст. Исследование посвящено описанию той семантической информации, которой может пользоваться слушающий в процессе восприятия речи. В эксперименте на толкование понятий (процедура сбора данных основана на методике, предложенной в [McRae at al., 2005]) 90 носителей русского языка получали задание записать существенные признаки каждого из 10 понятий, выраженных существительными: собака, рубашка, книга и др. Полученные ответы были сгруппированы по общности корневых морфем лексических единиц, использованных испытуемыми, что было продиктовано характером данных и целями исследования. Корпусное исследование (на материале подкорпуса устной речи, сформированного на основе Национального корпуса русского языка) подтвердило гипотезу о том, что определенные языковые средства, которые носители языка используют для передачи информации о существенных признаках исследуемых понятий, присутствуют в ближайших контекстах этих слов в устной речи и, таким образом, могут обеспечивать слушающего семантической информацией, необходимой для успешного распознавания речевого сигнала. Кроме того, получены результаты, показывающие, что чем менее частотно слово, тем большее разнообразие частотных лексем-признаков обнаруживается в его контекстах. В докладе будут рассмотрены перспективы данного исследования в отношении путей развития изучения семантики понятий естественного языка, а также практического применения результатов, прежде всего, в задачах моделирования процесса восприятия звучащей речи.