Авангардные полеты: авиационные темы в сибирской детской литературе 1920-1930-х гг.
Ксения Вадимовна Абрамова
Докладчик
доцент
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирский государственный педагогический университет
188
2018-03-21
18:40 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
авангард, авиация, полеты, детская литература,
сибирская литература, искусство авангарда, сибирская периодика
Тезисы
Развитие авиации в
начале XX
века стало воплощением давней мечты человека о полете, и вызвало большой интерес
у деятелей искусства различных направлений. Но именно в искусстве авангарда возможность
полета с помощью невероятного механизма вызывала восторг, поскольку она
воспринималась как проявление возможностей технического прогресса, проявления
«будущего».
В детской литературе
1920-1930-х годов тема самолетов, их предназначения и развития занимает важное
место. В нашем докладе мы описываем некоторые особенности проявления
авиационных тем в сибирской детской периодике и в отдельных сочинениях
сибирских авторов 1920-1930-х годов. В большинстве журналов для детей и
юношества, выходивших в эти годы в Томске, Омске, Новосибирске, Иркутске, темы
полетов и летной техники никак не затрагиваются. Тем не менее, в 1924-1925 годах
в Новониколаевске выпускается бюллетень Общества Друзей Воздушного Флота, рассчитанный
в том числе и на молодежную аудиторию, в «Сибирском детском журнале» (1928-1932
гг, с июня 1928 года выходил под названием «Товарищ»), авиационные темы также
появляются довольно часто. Кроме того, в 1925 году в издательстве ОДВФ
Новониколаевска выходят две книги Андрея Кручины – «Конек-летунок: По П. П.
Ершову: Аэросказка» и «Чудесные похождения Иванова Евдения».
В докладе мы
анализируем художественные произведения, опубликованные в указанных журналах, и
книги А. Кручины с точки зрения отображения в них авиационных тем и мотивов, а
также с точки зрения проявления в них черт авангардного искусства 1920-х-1930-х
годов. Также мы прослеживаем, как в произведениях сибирских авторов
отображалось изменение восприятия темы полета, как данные мотивы постепенно трансформировались, преображались,
утрачивая составляющие, характерные для искусства авангарда.