Выражение оценки и ментализация как концептуальная форма русской ментальности
Марина Васильевна Пименова
Докладчик
профессор
Владимирский государственный университет
Владимирский государственный университет
195
2018-03-20
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Концептуальные формы ментальности, ментализация, оценка, древнерусский текст.
Тезисы
В лексикологии считается аксиомой утверждение о развитии лексического
значения от дескриптивного к оценочному, однако в данную «прямолинейность» не
укладываются факты, доказывающие наличие синкретизма семантики древнего слова. В древнейший «дописьменный»
период синкретичное значение слова-синкреты («дописьменного» концепта) связана
с нерасчлененными понятиями, в том числе – дескриптивным
и оценочным
(bolg-/*болог-, *dob-/*deb-,
*kras- , *lĕp-/*leip-, *svět-/*svęt-, *zъl- и др.). От данных и подобных этимонов были
образованы синкретсемичные единицы, содержащие
оценку, напр.: благость, доброта, зълыи, красныи, лhпыи, освhщати и др.
Далее происходит постепенная трансформация семантического синкретизма, осуществляющаяся параллельно с формированием ментализации как концептуальной формы русской ментальности, что приводит, с одной стороны, к сужению-конкретизации синкретичного значения, с другой стороны, к расширению его лексического выражения при помощи основанных на метонимии минимальных единиц древнерусского текста – синкретем (формул-синтагм). Напр.: хитръ дhломъ и словомъ, крhпкий умомъ, правдою облhченъ, невhжа словом, погыбе тhломь и душею и т.п.
Кроме того, оценочное значение может выражаться в древнерусском тексте путем использования содержащих оценку с точки зрения этики, эстетики, интеллектуальной сферы, практической деятельности человека и т.п. функционально-семантических единиц текста – эвалюативных словесных рядов. Напр.: «Бысть же Иоанъ мужь хытръ книгамъ и ученью, милостивъ убогымъ и вдовицямъ, ласковъ же ко всякому, смhренъ же и кротокъ…» (ПВЛ). (Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект «Оценка и концептуальные формы русской ментальности в диахронии» № 16-34-00020а1.).
Далее происходит постепенная трансформация семантического синкретизма, осуществляющаяся параллельно с формированием ментализации как концептуальной формы русской ментальности, что приводит, с одной стороны, к сужению-конкретизации синкретичного значения, с другой стороны, к расширению его лексического выражения при помощи основанных на метонимии минимальных единиц древнерусского текста – синкретем (формул-синтагм). Напр.: хитръ дhломъ и словомъ, крhпкий умомъ, правдою облhченъ, невhжа словом, погыбе тhломь и душею и т.п.
Кроме того, оценочное значение может выражаться в древнерусском тексте путем использования содержащих оценку с точки зрения этики, эстетики, интеллектуальной сферы, практической деятельности человека и т.п. функционально-семантических единиц текста – эвалюативных словесных рядов. Напр.: «Бысть же Иоанъ мужь хытръ книгамъ и ученью, милостивъ убогымъ и вдовицямъ, ласковъ же ко всякому, смhренъ же и кротокъ…» (ПВЛ). (Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект «Оценка и концептуальные формы русской ментальности в диахронии» № 16-34-00020а1.).