47th International Philological Research Conference

Лингвокультурологическое представление единиц с компонентом «детское» в словаре

Мария Михайловна Угрюмова
Докладчик
доцент
Томский государственный университет

201
2018-03-22
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

диалектная лексикография, словарь детства, среднеобские говоры, комментарий, лингвокультурология 

Тезисы

Лексическая система любого говора содержит значительный пласт лексики, вербализующей концептосферу «Детство». Сюда входят как наименования самих детей по различным основаниям (возрасту, полу, положению в семейной и общественной иерархии, внешнему облику, особенностям характера и поведения), так и лексические единицы, называющие элементы мира детства: наименования игр и игрушек, видов досуга и трудовой деятельности, предметов «детского» быта, пищи, болезней и др. Томская диалектологическая школа исследует среднеобские говоры с 1946 года по настоящее время. Значительная часть диалектного материала описывает «детскую» сферу традиционной культуры. Стремление к его систематизации привело к идее создания «Лингвокультурологического словаря детства (на материале говоров Среднего Приобья)», который станет первой попыткой описания детства локальной культурно-языковой общности. Формой интерпретации единиц этого словаря является лингвокультурологический комментарий, включающий и семантический компонент, и характер бытования слова в пространстве культуры. Лингвокультурологический комментарий представляет собой справку энциклопедического характера и включает как лингвистическую (например, этимологическую), так и экстралингвистическую информацию: этнографическую, историческую, культурологическую и т.п. Комментарий содержит сведения об исчезающих духовных и материальных элементах традиционной культуры и нацелен на выявление культурного компонента значения слова. Лингвокультурологический словарь объединяет разносторонние характеристики входящих в него слов: семантические, энциклопедические, этнографические, тем самым создавая у читателей представление о срезе народной культуры.