Система лейтмотивных образов в романе Уильяма Фолкнера «Шум и ярость»
Максим Иванович Жук
Докладчик
доцент
Дальневосточный федеральный университет
Дальневосточный федеральный университет
190
2018-03-20
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Лейтмотив, Уильям Фолкнер, символ, нарратив, художественное целое.
Тезисы
Роман Уильяма Фолкнера «Шум
и ярость» (1929) является сложным художественным целым, идейную и
композиционную взаимосвязь частей которого организует система лейтмотивных
образов, фраз и тем. Лейтмотивы в этом произведении можно разделить на
сквозные, пронизывающие все повествование (время, запахи, вода, земля, огонь,
дерево, плач, птицы, цветы), и частные, придающие целостность
отдельным частям текста (ограда, мост, тень, деньги, церковь).
Лейтмотивная система не только создаёт идейно-композиционную целостность романа, но и моделирует образы героев. Например, в создании образа центральной героини романа Кедди Компсон участвуют лейтмотивы воды, огня, воздуха, земли и дерева, то есть первоэлементы Природы. Это позволяет воспринимать персонаж не только как психологический характер, но и как амбивалентный символ, обозначающий бессмертную Жизнь. Лейтмотивная нарративная техника позволяет автору создать в романе «Шум и ярость» художественную модель мира, наделить ее социальным, психологическим, символическим содержанием и соединить все уровни повествования в единое целое.
Лейтмотивная система не только создаёт идейно-композиционную целостность романа, но и моделирует образы героев. Например, в создании образа центральной героини романа Кедди Компсон участвуют лейтмотивы воды, огня, воздуха, земли и дерева, то есть первоэлементы Природы. Это позволяет воспринимать персонаж не только как психологический характер, но и как амбивалентный символ, обозначающий бессмертную Жизнь. Лейтмотивная нарративная техника позволяет автору создать в романе «Шум и ярость» художественную модель мира, наделить ее социальным, психологическим, символическим содержанием и соединить все уровни повествования в единое целое.