Репрезентация концепта Fremde(r) в немецком медийном дискурсе
Ольга Александровна Иванова
Докладчик
старший преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
кинозал
2018-03-21
14:20 -
14:35
Ключевые слова, аннотация
медийный дискурс, репрезентация концепта, структура концепта, фрейм,
когнитивный рефрейминг
Тезисы
Репрезентация
концепта Fremde(r) в немецком медийном
дискурсе
В настоящей работе рассматриваются представления о Fremde 'чужих' в немецком медийном дискурсе в период кризисной ситуации с беженцами в 2015 г. и по настоящий момент.
Концепт чужой можно найти в любой культуре, но при сложившейся общественно-политической ситуации в Германии он имеет особую значимость. Представления о Fremde(r) / о 'чужом' концептуализируются в языковом сознании в виде сложной структуры, параметрами которой являются одновременное восприятие чужих как представляющих собой опасность, жертв, необходимого ресурса. Социокультурные факторы оказывают влияние на процессы репрезентации выражающих их значений и интерпретаций. При совершении чужим противоправных действий, нарушающих немецкий уклад и порядок, наблюдается реверсия знака культуры гостеприимства, происходит возврат к старому фрейму «Чужой – плохой, опасный, враг», в результате чего можно говорить о явлении когнитивного рефрейминга.
Иными словами, происходит сдвиг в области выражения оценки, осуществляемой в различных типах дискурса, в частности, в дискурсе СМИ. Оценочность в лингвокультурном социуме обусловлена наличием определенной ценностной шкалы. Заданные языком шаблоны в отношении к чужим оказывают влияние на ценностную шкалу немецкого социума.
В настоящей работе рассматриваются представления о Fremde 'чужих' в немецком медийном дискурсе в период кризисной ситуации с беженцами в 2015 г. и по настоящий момент.
Концепт чужой можно найти в любой культуре, но при сложившейся общественно-политической ситуации в Германии он имеет особую значимость. Представления о Fremde(r) / о 'чужом' концептуализируются в языковом сознании в виде сложной структуры, параметрами которой являются одновременное восприятие чужих как представляющих собой опасность, жертв, необходимого ресурса. Социокультурные факторы оказывают влияние на процессы репрезентации выражающих их значений и интерпретаций. При совершении чужим противоправных действий, нарушающих немецкий уклад и порядок, наблюдается реверсия знака культуры гостеприимства, происходит возврат к старому фрейму «Чужой – плохой, опасный, враг», в результате чего можно говорить о явлении когнитивного рефрейминга.
Иными словами, происходит сдвиг в области выражения оценки, осуществляемой в различных типах дискурса, в частности, в дискурсе СМИ. Оценочность в лингвокультурном социуме обусловлена наличием определенной ценностной шкалы. Заданные языком шаблоны в отношении к чужим оказывают влияние на ценностную шкалу немецкого социума.