47th International Philological Research Conference

Жанровый анализ литературно-критического текста как теоретическая проблема

Елизавета Михайловна Зенова
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

124
2018-03-21
15:30 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

Литературная критика, жанр, поэтика, рецензия, литературный портрет, статья

Тезисы

Литературная критика – феномен, на протяжении многих десятилетий вызывающий вопросы у исследователей в первую очередь из-за своего положения относительно науки, художественного творчества, публицистики и философии. Такая неопределенность не могла не повлиять на развивающуюся в последнее время теорию литературной критики. Сегодня не сложилось единой каноничной концепции для анализа структуры литературно-критического сочинения. Возможность глубокого, целостного взгляда на формальные и содержательные аспекты литературно-критической работы появляется при выделении объединяющей эти звенья категории: жанра. 
В результате жанрово-семантического анализа возможно целостное постижение текста, его имманентных, внутренне присущих свойств, и налагаемых внешними обстоятельствами, контекстом, особенностями. И поэтому нельзя согласиться с тем, что современная литература вступила во внежанровое состояние, и теория жанра является устаревшей проблемой. Жанром обусловливается не архитектоника произведения, но взаимоотношения между автором и художественным миром, действительностью, сотворенной и реальной, а также определяется процесс общения читателя с изображенным художественно-вымышленным миром. Глубинная сущность данной категории определяется синкретизмом, одновременным вбиранием ряда структурных и содержательных признаков, а также отражением тенденций развития литературы в целом в ее связях с традицией. Реализация жанрово-семантического подхода при анализе – это и в полной мере учет контекста в широком смысле, то есть условий, в которых появилось суждение литературного критика. Говоря о теоретических категориях, составляющих обязательный набор признаков жанровой модели литературной критики, помимо литературных, публицистических и научных элементов  следует также учитывать фигуру самого автора-критика.