Романтическая критика о трактовке исторических персонажей
Екатерина Эдуардовна Овчарова
Докладчик
независимый исследователь
2-у
2018-03-21
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
романтическая критика, правда
факта, правда искусства, Альфред де Виньи, Шарль Сент-Бев, Жюль Жанен, Петрюс
Борель, Шарль Бодлер, "Мадам Потифар", мадам Помпадур, Людовик XV
Тезисы
Вопрос о соответствии правды
факта и правды искусства всегда остается злободневным, но в современном
литературоведении ему не уделяется много внимания. В данной статье изучение
проблемы проводится на основе романтической критики 30-40-х гг. XIX в.
Статья А. де Виньи «Размышления о правде в искусстве»,
представлявшая собой итог размышлений Виньи о соответствии правды факта
и правды искусства вышла в 1829 г. Из текста статьи следует, употребляя
терминологию современной философии истории, что история гораздо более обязана
стремлению человечества к структурированию действительности, к созданию логического
нарратива, чем к желанию установить истину. Тогда как можно требовать
истинности суждений от авторов романов, если сами исторические воззрения порой
представляют нагромождения домыслов? И совершенно обосновано здесь мнение
поэта, что имена действующих лиц художественных произведений не имеют
существенного значения, они - лишь иллюстрация к заключенной в них идее. Однако,
такой взгляд не был общепринятым в романтической критике этого периода,
достаточно часто она стремилась навязать единственно верный взгляд на
описываемые события. Подобный подход к интерпретации образов исторических
персонажей встречается даже у Ш. Сент-Бева. Ж. Жанен, знаменитый критик, чье
мнение, по признанию самого Сент-Бева, в 30-50 гг. подчас было самым весомым в
парижской литературной жизни, в статье 1839 г. подверг остракизму П. Бореля, автора
романа «Мадам Потифар», за несоответствие трактовок исторических персон в
романе устоявшимся о них представлениям. Резкое выступление Жанена имело
достаточно широкий резонанс. Таким образом, романтическая критика в вопросе о
соотношении истины и искусства представляла целый спектр мнений, что не могло
не сказаться на развитии литературного процесса.