Образ Китая в русском национальном сознании
Юйсяо Чэн
Докладчик
аспирант
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
195
2018-03-20
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
когнитивная
лингвистика; метафорическая модель; образ; Китай; национальное сознание
Тезисы
Современное
пространство коммуникаций между странами соткано из образов и имиджей
государств. В настоящее время Китай – один из главных политических и
экономических партнеров России, поэтому актуальными и востребованными являются исследования
образа Китая в сознании русских.
Цель нашего исследования – выявить образ Китая, представленный в картине мира студентов, и сопоставить его с образом Китая, моделируемом современными российскими СМИ. Источниками материала послужили результаты анкетирования, проведенного среди студентов Уральского федерального университета, и тексты современных масс-медиа.
Образ Китая в сознании молодых россиян опирается на разнообразные метафорические модели. К числу наиболее активных источников метафорической экспансии относятся понятийные сферы «Война», «Криминал», «Болезнь», «Театр (цирк, эстрада и т.п.)», «Человеческое тело», «Животные», «Техника», «Дом», «Дорога» и др. В российском массмедийном дискурсе для создания образа Китая активно используются спортивная и игровая метафоры. В данных моделях выделены следующие фреймы: «виды игры и спорта», «прогнозы соревнований», «участники соревнований», «квалификация спортсменов» и т.д. Разнообразие метафорических моделей создает сложный, многогранный образ Китая. В русском национальном сознании закреплен преимущественно положительный образ этого государства.
Цель нашего исследования – выявить образ Китая, представленный в картине мира студентов, и сопоставить его с образом Китая, моделируемом современными российскими СМИ. Источниками материала послужили результаты анкетирования, проведенного среди студентов Уральского федерального университета, и тексты современных масс-медиа.
Образ Китая в сознании молодых россиян опирается на разнообразные метафорические модели. К числу наиболее активных источников метафорической экспансии относятся понятийные сферы «Война», «Криминал», «Болезнь», «Театр (цирк, эстрада и т.п.)», «Человеческое тело», «Животные», «Техника», «Дом», «Дорога» и др. В российском массмедийном дискурсе для создания образа Китая активно используются спортивная и игровая метафоры. В данных моделях выделены следующие фреймы: «виды игры и спорта», «прогнозы соревнований», «участники соревнований», «квалификация спортсменов» и т.д. Разнообразие метафорических моделей создает сложный, многогранный образ Китая. В русском национальном сознании закреплен преимущественно положительный образ этого государства.