«Критические письма о музыкальном искусстве» : адресаты и адресанты
Ирина Дмитриевна Горохова
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет
9-я линия В.О. 2/11, ауд. 120
2018-03-21
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Критические письма о музыкальном искусстве;
Ф. В. Марпург; музыкальная критика; Берлин
Тезисы
В Берлине с 23 июня 1759 по 17 сентября
1763 г. под редакцией немецкого музыканта-теоретика Ф. В. Марпурга (1718–1795,
Marpurg) выходит еженедельник «Критические письма о
музыкальном искусстве» («Kritische Briefe über die Tonkunst»).
Каждое письмо обычно содержит одну статью, иногда с продолжением на протяжении
нескольких выпусков. В основном они посвящены разнообразным
музыкально-теоретическим проблемам, в т. ч. теории фуги,
метра и ритма, темперации, речитативу и отражению поэтического слова в музыке.
Также на страницах писем представлены обзоры теоретических трудов, критическое
освещение разнообразных нотных и научных изданий, биографические очерки,
переводы фрагментов трактатов.
Часть текстов публикуются под псевдонимами,
другая подписана музыкантами, писателями и философами этой эпохи, образуя широкий
круг имён. Особый интерес вызывают адресаты, поскольку среди них обнаруживаются
знаменитые лица — представители разных областей художественной
деятельности: Л. Моцарт (1719–1787, Mozart), Г. Э. Лессинг (1729–1781,
Lessing), К. Г. Краузе (1717–1770, Krause) и др.
Среди адресантов и адресатов можно
выделить несколько групп: придворные музыканты капеллы Фридриха Прусского,
известные деятели берлинской музыкальной жизни (включая самого Марпурга),
церковные и придворные музыканты немецких княжеств и различных городов,
представители Берлинской песенной школы и персоны, деятельность которых могла
найти широкий отклик общественности — читателей этих писем.
Доклад посвящен обобщению этих сведений,
представлению комментированного именного указателя, уточняющего Регистр издания
XVIII в.