47th International Philological Research Conference

Артист неигрового кино в нарративных стратегиях современной документалистики

Артем Николаевич Зорин
Докладчик
профессор
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова

129
2018-03-22
15:00 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Неигровое кино; нарратив, диегезис/мимесис; герой; артист; мокьюментари; Роберт Флаэрти; Жан Руш

Тезисы

Современное неигровое кино ведет активный диалог с традицией, в частности, рассказа о судьбе естественного человека в ранних фильмах Роберта Флаэрти, кинолентах, сформулировавших основные формы документального рассказа ХХ века. Естественность в этом фильме не страдала от элементов режиссерской постановочности. Герой активно участвовал в процессе саморепрезентации, подыгрывая режиссеру. 
В период "новой волны" на первый план вышла проблема самоидентификации персонажа неигрового фильма в ситуации подмены частных этнических ментальных комплексов глобалистскими ценностями ("Я - негр" Жана Руша). Обнаружилось стремление героев трансформировать свое "я" по актерскому принципу. Режиссеру-документалисту становится все сложнее найти человека, независимого от той или иной культурной маски. В отличие от Нанука, охотно показывавшего режиссеру свою естественную жизнь, артист неигрового кино во второй половине ХХ века чаще демонстрировал себя таким, каким хотел бы быть. На примере современных неигровых фильмов будет рассмотрены три модели трансформации повествовательных моделей саморепрезентации героя неигрового кино в естественной среде: в ситуации театрализации (традиционный европейский спектакль театра как новая форма рефлексии для представителей народов Африки), в ситуации предельной повседневной исповедальности (неизбежное травестирование традиции Флаэрти современным героем), в ситуации провокации - режиссерского моделирования спонтанного конфликта с помощью элементов мокьюментари (фильмы Александра Расторгуева и Дмитрия Кубасова).