Русская и татарская проза 1900-1920-х гг. в аспекте модернистской поэтики
Лейсан Галиахматовна Ибрагимова
Докладчик
старший преподаватель
Казанский государственный медицинский университет
Казанский государственный медицинский университет
2-у
2018-03-21
14:35 -
14:55
Ключевые слова, аннотация
модернизм, русская литература, татарская литература, сопоставительное литературоведение, проблемы поэтики
Тезисы
Русская и татарская проза 1900-1920-х гг. в аспекте модернистской поэтики
В современном литературоведении
модернизм исследуется учеными в разных аспектах: с точки зрения предпосылок возникновения,
принципов литературного творчества, проблем поэтики. И если для русской
культуры и литературы модернизм расценивается как комплексное направление
культурного развития XX века, то в татарском литературоведении эта проблема и
по сей день остается дискуссионной и актуальной. Споры ведутся о временных границах модернизма, условиях его
возникновения, о его художественно-эстетической природе, и, наконец, о
правомерности выделения среди разнородных литературных явлений модернизма как
самостоятельного литературного течения.
Модернизм как литературное направление и
метод в русской литературе в отечественной науке определяется через
противопоставление реалистических и нереалистических эстетических систем. В
татарском литературоведении проявляется иная тенденция – предпринимаются
попытки обозначить границы модернистских и романтических произведений.
Модернизм в татарской литературе 1-й трети ХХ
в. проявляется как самостоятельное явление, репрезентирующее неклассическую
картину мира (творчество М.Ханафи, А.Тангатарова, Ш.Ахмадиева, Г.Рахима,
Г.Губайдуллина, некоторые произведения Ф.Амирхана, М.Гафури, и др.), так и как
элемент поэтики романтических и реалистических произведений (в творчестве
Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова, Ш.Камала и др.).
Своеобразие модернизма в татарской литературе
определяют произведения, в которых проявляется экзистенциальный тип
художественного сознания.
Системообразующие принципы модернизма в
татарской литературе 1900-1920-х гг. проявляются
наиболее наглядно в организации субъектной сферы произведений
Художественная система модернистских произведений вырастает
на путях перекодировки в свете актуальных для татарских писателей идей и
концепций, широко разработанных предшествующей традицией образов, символов и
мотивов.