Электронное тестирование по русскому языку как иностранному: опыт практического применения и статистические материалы
Александр Владимирович Клечиков
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Татьяна Евгеньевна Нестерова
Докладчик
ведущий специалист Центра тестирования, лингводидактики и содействия миграционной политике ГИРЯ им.А.С.Пушкина
25 ауд
2018-03-19
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
электронное тестирование, русский язык как
иностранный, иностранные граждане, информационные технологии
Тезисы
С 1
января 2015 года все иностранные граждане, желающие получить в России
разрешение на временное проживание, вид на жительство либо патент, обязаны
пройти комплексное тестирование знаний по русскому языку, истории России и
основам законодательства РФ.
Одним из первых программных комплексов, разработанных в РФ еще в 2012 году для электронного варианта данного тестирования, стал «ЭЛТЕРУС» ([ЭЛ]ектронное [ТЕ]стирование по [РУС]скому). Cистема позволяет создавать и обрабатывать материалы для проведения тестирования, включая аудиограммы, использовать обезличенные данные тестируемых, результаты тестирования, архивы методических материалов. Все субтесты, кроме части «Письмо», проводятся в электронной форме. Субтесты «Лексика. Грамматика», «Аудирование», «Чтение», «История России» и «Основы законодательства» проверяются полностью автоматически. Субтест «Говорение» записывается в аудиофайл с последующей проверкой членом комиссии по проведению тестирования. При проведении тестирования осуществляется аудио- и видеозапись.
Анализ статистических данных тестирования с 2012 по 2017 годы позволяет сделать вывод, что для каждой группы соискателей (патент/РВП/ВНЖ) существует группа субтестов, составляющих сложность при прохождении, а наибольшие затруднения вызывает модуль «Русский язык» Сводные данные участников четко определяют страны, наиболее успешно/неудачно проходящие тестирование по каждой группе. Например, среди соискателей патента самые высокие результаты наблюдаются у граждан Украины и Молдовы, самые низкие – у граждан Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана.
На основе обработки имеющегося массива данных можно составить адаптированную под конкретные целевые группы методику обучения русскому языку с применением современных информационных технологий. Причем адаптация методики может производиться как обобщенно, для выработки унифицированных программ обучения, так и персонифицированно - с учетом оценки результатов тестирования конкретного обучаемого.
Одним из первых программных комплексов, разработанных в РФ еще в 2012 году для электронного варианта данного тестирования, стал «ЭЛТЕРУС» ([ЭЛ]ектронное [ТЕ]стирование по [РУС]скому). Cистема позволяет создавать и обрабатывать материалы для проведения тестирования, включая аудиограммы, использовать обезличенные данные тестируемых, результаты тестирования, архивы методических материалов. Все субтесты, кроме части «Письмо», проводятся в электронной форме. Субтесты «Лексика. Грамматика», «Аудирование», «Чтение», «История России» и «Основы законодательства» проверяются полностью автоматически. Субтест «Говорение» записывается в аудиофайл с последующей проверкой членом комиссии по проведению тестирования. При проведении тестирования осуществляется аудио- и видеозапись.
Анализ статистических данных тестирования с 2012 по 2017 годы позволяет сделать вывод, что для каждой группы соискателей (патент/РВП/ВНЖ) существует группа субтестов, составляющих сложность при прохождении, а наибольшие затруднения вызывает модуль «Русский язык» Сводные данные участников четко определяют страны, наиболее успешно/неудачно проходящие тестирование по каждой группе. Например, среди соискателей патента самые высокие результаты наблюдаются у граждан Украины и Молдовы, самые низкие – у граждан Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана.
На основе обработки имеющегося массива данных можно составить адаптированную под конкретные целевые группы методику обучения русскому языку с применением современных информационных технологий. Причем адаптация методики может производиться как обобщенно, для выработки унифицированных программ обучения, так и персонифицированно - с учетом оценки результатов тестирования конкретного обучаемого.