47th International Philological Research Conference

"Поэтическое бессмертие" в русской лирике: эстетика, метафизика, психология

Николай Александрович Карпов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2018-03-19
16:50 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

поэтическое бессмертие, эстетика, метафизика, психология, мифологема, Гораций, Державин, Пушкин, Баратынский, Ходасевич, Набоков

Тезисы

Наиболее характерной репрезентацией темы поэтического бессмертия в лирике можно считать жанровую традицию поэтических "памятников", представленную широко известными текстами Горация, Державина, Пушкина, а также связанными с традицией, но во многом полемичными по отношению к ней лирическими стихотворениями Баратынского, Цветаевой, Ходасевича, Набокова и др. В раскрытии темы нас интересуют следующие вопросы:
1. Онтологический статус желаемого "бессмертия", преобладание эстетических или метафизических аспектов в его описании. В "Памятниках" Горация и Державина религиозно-философская символика и семантика практически отсутствуют: речь идет о бессмертии эстетическом, которое обретается за счет дальнейшего функционирования искусства, а его метафизическую природу определить сложно. В "Памятнике" Пушкина впервые в рамках традиции речь идет именно о бессмертии души.
2. Функционально-прагматическая сторона "бессмертия" - каким образом оно обнаруживает себя и благодаря чему достигается. "Памятники" Горация и Державина воспринимаются сегодня как "памятники времени", но отнюдь не как свидетельства подлинного "бессмертия" поэтов, ибо декларируемые авторами ценности весьма локальны. Пушкинский же текст утверждает ценности, получающие актуальный смысл для куда большего количества людей, вне зависимости от исторической эпохи, рода занятий и культурного уровня.

3. Ментально-психологические истоки формирования мифологемы "поэтического бессмертия". В анализе темы литературоведы, как правило, сосредотачивают внимание на жанровых особенностях «памятников», влиянии литературной традиции. Однако, на наш взгляд, опора на традицию не служит единственной и достаточной психологической мотивировкой для создания текста – как при формировании замысла, так и в ходе самого творческого процесса.