47th International Philological Research Conference

Кризис теории методов обучения: признаки, причины, пути выхода

Леонид Викторович Московкин
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2018-03-21
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Дидактика, методика обучения иностранным языкам; метод обучения; подход к обучению; технология обучения; дидактическая теория.



Тезисы

Теория методов обучения, основные положения которой сложились в XVIII – XX вв., находится в состоянии кризиса. Это происходит не только в методике обучения иностранным языка, но и в дидактике, и не только в России, но и за рубежом. Основным признаком кризисной ситуации является отсутствие в научных трудах и методических пособиях не только разработки проблематики методов обучения, но и вообще упоминания термина «метод обучения». В зарубежной методической литературе понятие «метод обучения» вытеснено понятием «подход к обучению», в дидактической литературе – понятием «технология обучения», в отечественной методике обучения иностранным языкам и тем, и другим. Соответственно, не получает развития и сама теория методов обучения. Можно выделить внутренние и внешние причины кризиса теории методов обучения. Внутренние причины: 1) отставание степени разработанности теории методов обучения от степени разработанности других дидактических и методических теорий, 2) несоответствие теории методов обучения общим требованиям методологии научного исследования (несовершенство их определений и классификаций). Внешние причины: 1) технологизация педагогики, которая осуществляется, начиная с 1990-х гг., 2) в области обучения иностранным языкам тенденция к сближению и слиянию методов обучения. Путем выхода из кризиса видится кардинальный пересмотр теории методов обучения с позиций современной дидактики и методологии педагогического исследования, усиление системности при анализе методов обучения.