Кризис теории методов обучения: признаки, причины, пути выхода
Леонид Викторович Московкин
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2018-03-21
14:30 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
Дидактика,
методика обучения иностранным языкам; метод обучения; подход к обучению;
технология обучения; дидактическая теория.
Тезисы
Теория методов обучения, основные
положения которой сложились в XVIII
–
XX
вв.,
находится в состоянии кризиса. Это происходит не только в методике обучения
иностранным языка, но и в дидактике, и не только в России, но и за рубежом. Основным
признаком кризисной ситуации является отсутствие в научных трудах и
методических пособиях не только разработки проблематики методов обучения, но и
вообще упоминания термина «метод обучения». В зарубежной методической
литературе понятие «метод обучения» вытеснено понятием «подход к обучению», в
дидактической литературе – понятием «технология обучения», в отечественной
методике обучения иностранным языкам и тем, и другим. Соответственно, не
получает развития и сама теория методов обучения.
Можно выделить внутренние и внешние причины
кризиса теории методов обучения. Внутренние причины: 1) отставание степени
разработанности теории методов обучения от степени разработанности других
дидактических и методических теорий, 2) несоответствие теории методов обучения
общим требованиям методологии научного исследования (несовершенство их определений
и классификаций). Внешние причины: 1) технологизация педагогики, которая
осуществляется, начиная с 1990-х гг., 2) в области обучения иностранным языкам
тенденция к сближению и слиянию методов обучения.
Путем выхода из кризиса видится кардинальный
пересмотр теории методов обучения с позиций современной дидактики и методологии
педагогического исследования, усиление системности при анализе методов обучения.